Подросток-самокатчик в Вологде покалечил пенсионерку
Шестиклассник с другом на самокате сбил 77-летнюю бабушку в центре Вологды: от удара она рухнула навзничь и встать на ноги уже не смогла. С ушибами, травмами и переломами пострадавшую доставили в больницу. Этот случай вызвал в городе большой резонанс. Сколько еще людей должно пострадать, чтобы власти навели порядок в этой сфере? - спрашивают возмущенные граждане.
«Мама лежала вся в ссадинах и синяках»
- Днем 20 сентября в соцсетях я увидела сообщение: в Вологде два подростка на самокате сбили женщину 1947 года рождения, - вспоминает Любава Некрасова. - Сердце екнуло: моя мама - ровесница сбитой, да и живет она недалеко от места ДТП. Боясь самого страшного (а сначала в Интернете значилось, что пенсионерка погибла), я набрала матушку раз, второй, третий - трубку никто не брал. И лишь в восемь вечера слабым голосом она ответила: «Ой, а я в больнице». Через полчаса я была уже там: мама лежала на каталке в коридоре вся какая-то потерянная, в ссадинах и синяках. Вскоре ее увезли в отделение, а я всю ночь не могла сомкнуть глаз.
Утром Любава снова примчалась в стационар, где и узнала: дело плохо. У 77-летней женщины, кроме многочисленных ушибов, оказались переломы плеча и шейки бедра, компрессионный перелом позвоночника, а давление подскочило под 200. Оперировать при таких показателях лечащий врач опасался, как и делать какие-то прогнозы.
- Сейчас я разрываюсь между работой, семьей (дочь-второклассницу надо водить в школу) и больницей - не могу ни есть, ни спать. Еще две недели назад моя мама прыгала с внучкой на улице, а сейчас прикована к постели: лежит в подгузниках, ест с чужих рук, - делится Любава. - Мама очень подавлена, молчит, нас, близких, узнает через раз и очень боится операций (а их, по словам доктора, будет несколько), говорит, мол, лучше еще немного пожить лежа, чем умереть на хирургическом столе.
Родители мальчика на самокате, вспоминает Любава, сами ее разыскали: посетовали на возраст пострадавшей, усомнились в серьезности полученных травм, а заодно дали понять, что их 12-летний сын особо и не виноват. Мол, с пассажиром он ехал к зебре, но на прокатном электротранспорте плохо сработал тормоз. «Ну, будем молиться», - подвели итог звонившие. А вот извинений и предложений о помощи Любава так и не услышала.
Журналисты «КС» связались с матерью шестиклассника, но от общения она отказалась - бросила трубку. В официальном объяснении женщина написала, что сыну было запрещено ездить по городу на электросамокате, однако в тот день он запрет нарушил - взял технику в аренду. Да еще вез пассажира - это его рука помешала школьнику нажать тормоз. Впрочем, как нам объяснили в ГИБДД, из-за малой мощности устройства этот случай даже не считается дорожно-транспортным происшествием. Со школьником и его родителями провели профилактическую беседу, в возбуждении административного дела отказали - для этого нарушитель еще слишком мал.
- Очевидно, что мальчик грубо нарушил правила: рулил арендованным электротранспортом (до 18 лет этого делать нельзя), ехал с другом вдвоем, покалечил человека. Но в силу возраста к ответственности его не привлекут, - делится Любава Некрасова. - Беспечный самокатчик в одну секунду перевернул нашу жизнь - я даже боюсь думать, чем может закончиться эта история. В лучшем случае на реабилитацию маме может понадобиться не один год. Лекарства, ходунки, кресло-каталка, памперсы, пеленки, услуги сиделки, увы, но на свою бюджетную зарплату я все это не потяну. Так пусть за ошибки сына платят его родители - соответствующее заявление в суд уже готовится.
Ходи да оглядывайся
«Самокатчики обнаглели - гоняют как бешеные, пешеходы едва уворачиваются, беды ждем?!» - негодуют вологжане в соцсетях. «Несутся и орут еще «Поберегись!», ладно молодые - успеют отскочить, а на детей и пожилых запросто наедут». «Достали: сзади, спереди, сбоку - уже не знаешь, куда от них деться, ходи да оглядывайся - просто ужас!»
Правила движения для пользователей СИМ действуют в стране с марта 2023 года, однако многие граждане их игнорируют: по-прежнему ездят вдвоем или пьяными, пересекают дорогу по зебре не спешившись, сбивают прохожих. Только в прошлом году в нашей области официально зафиксировано 20 таких нарушений, в этом году - уже 60. ДТП с участием СИМ тоже не редкость: в частности, в 2023 году в 19 авариях была повреждена техника, а еще в пяти - ранены трое взрослых и двое детей. В списке этого года - девять аварий с двумя пострадавшими, причем зачастую ими становятся сами же СИМеры. Так, в Вологде восьмилетний мальчик на самокате выехал на проезжую часть и попал под колеса иномарки. Ребенка госпитализировали. Тем временем в Череповце с переломом ноги попал в больницу 11-летний самокатчик. Не глядя, он решил махнуть по пешеходному переходу - автоледи на «фольксвагене» не успела затормозить. А еще один СИМер в городе металлургов со своим железным конем просто не справился. После жесткого падения 35-летний мужчина сутки пролежал в коме и скончался, несмотря на все усилия врачей.
За нарушение правил вождения и аренды СИМеров в стране уже наказывают - штрафуют, блокируют их аккаунты в приложениях, которые предлагают самокаты напрокат. Так, в сентябре один из московских сервисов выписал первый 100-тысячный штраф клиенту, передавшему подросткам арендованный транспорт. А у 29-летнего череповчанина личную технику даже конфисковали в доход государства. Этим летом мужчина дважды попался на мощном СИМе, будучи подшофе и без прав. Суд приговорил его к обязательным работам, лишив не только электросамоката, но и права управлять каким-либо транспортом в течение двух лет.
Но все это, так сказать, верхушка айсберга. Большинство же СИМеров по-прежнему беспечно гоняют по тротуарам, кошмаря пешеходов - призвать каждого нарушителя к ответу нереально. У автомобиля можно по крайней мере запомнить номера, а как опознать пролетевшего стрелой самокатчика, который толкнул, выбил из руки сумку или просто испугал?
«Российская газета» рассказала о краш-тестах, которые провела телепрограмма «Главная дорога». Удар разогнавшегося электросамоката по пешеходу оказался сравнимым с силой болида «Формулы-1». «Результаты испытаний напрочь опровергают нередко звучащие в последнее время идеи о том, что, в принципе, на электросамокатах по городским тротуарам ездить можно. Но медленно, не быстрее чем со скоростью 20 км/ч. Краш-тест показал, что выпускать такой транспорт на тротуар просто опасно для пешеходов, это грозит им тяжелыми травмами. Надо снижать скорость, причем не до 20 км/ч, а до пешеходной», - пишет издание. Оно напоминает, что никто не пользуется электросамокатом для того, чтобы ездить медленно: весь смысл передвижения на этом транспорте в том, чтобы быть гораздо быстрее потока пешеходов.
Комментарий
Лариса Кожевина,
депутат Законодательного Собрания
Вологодской области:
- Недавно с коллегами и сотрудниками ГИБДД мы обсуждали проблему питбайков и электросамокатов и пришли к выводу: подобную технику, оснащенную мощным двигателем и способную ездить с приличной скоростью (к примеру, 20 километров в час и больше), следует приравнять к транспортным средствам - сейчас в нормативных документах есть разночтения на этот счет. Кроме того, следует ввести возрастные ограничения для самокатчиков, скажем, разрешить им кататься с 16 лет, причем по ограниченным территориям. В идеале нужно выделить СИМерам специальные зоны и дорожки, как вариант - перекрыть для них самые оживленные улицы и тротуары, к примеру, в центре города.
Средний вес кикшерингового самоката - порядка 12 килограммов. Прибавить к этому вес самокатчика, плюс скорость до 25 километров в час - получится объект, столкновение с которым грозит серьезными травмами беззащитному пешеходу. «И в итоге выходит, что по нашим улицам носятся самые настоящие болиды… получается сила удара при столкновении с пешеходом почти как у пушечного ядра. У нас что, война на улицах?» - спрашивает автор материала.
Однако законодательная практика в этой сфере еще только нарабатывается, деталей и нюансов слишком много. Скажем, тот же электросамокат, в зависимости от мощности двигателя, может считаться или не считаться транспортным средством. Вот почему эксперты и депутаты к этой теме возвращаются вновь и вновь.
Квесты для самокатчиков
Минтранс уже разработал новые жесткие правила для пользователей СИМ. В частности, вводится новый термин «средства микромобильности» для мопедов, электровелосипедов и электросамокатов. Для езды на некоторых из них потребуются водительские права, а значит, курс обучения и экзамены.
Все средства микромобильности, купленные с 1 сентября 2026 года, нужно будет в течение 10 дней со дня покупки внести в специальный реестр (он сейчас создается). В итоге каждому такому устройству будет присвоен учетный знак и персональный QR-код. В базу внесут данные владельца и транспортного средства: модель, мощность двигателя, массу, год выпуска, максимальную скорость. Владельцев техники, приобретенной до осени 2026 года, обяжут легализовать ее до 1 марта 2027 года. А все незарегистрированные средства микромобильности на дорогах общего пользования запретят, сообщает dzen.ru.
Более того, новый законопроект предполагает регистрацию каждого выезда на электросамокате: на него придется получить на это разрешение, указав свой код на портале госуслуг (в противном случае человека ждет штраф). Регионам при этом предложено не только создать свои информационные системы средств микромобильности, но и ввести сбор с их пользователей при регистрации поездок. Таким образом, «покатушки» на личных устройствах могут стать платными, а с учетом регистрации - еще и превратиться в квест, предрекают юристы. Впрочем, как мы все понимаем, до 2026 года все еще может не раз измениться.
Зато водители арендованных электросамокатов в случае принятия поправок перемен не почувствуют: устройства кикшеринга уже имеют номера, объединены в систему и у них нет анонимных поездок, говорят представители сервисов. По их словам, новый закон, если депутаты его одобрят, позволит навести порядок при использовании СИМ: частные электросамокаты станут узнаваемыми и контролируемыми, что хорошо отразится на ситуации в целом. Однако, как мы видим, даже на арендованной технике невозможно за всем уследить: она попадает в руки детей и других несознательных граждан.
От редакции: пока готовился материал, сбитой пенсионерке сделали первую операцию - собрали руку со сломанной шейкой головки плеча. На днях, если позволит здоровье потерпевшей, ей будут оперировать поврежденную ногу.
Комментарии (0)