Программу утилизации запустят снова
1022
В России могут возобновить госпрограмму обмена старых автомобилей на новые со скидкой. Это должно, по задумке авторов инициативы, поддержать находящийся в серьезном кризисе автопром.
В России могут возобновить госпрограмму обмена старых автомобилей на новые со скидкой. Это должно, по задумке авторов инициативы, поддержать находящийся в серьезном кризисе автопром.
Повторения 2010-го?
Программа утилизации действовала в нашей стране с марта 2010 года по июнь 2011-го. Тогда, в момент «выползания» мировой финансовой системы из экономического кризиса, программа и государственные субсидии смогли поддержать автомобильную промышленность на плаву.
- Покупательская способность тогда упала очень серьезно, - вспоминает экономист Валерий Маковеев. - Разумеется, народ в первую очередь стал отказываться от крупных и дорогих покупок. В штопор вошла туриндустрия, сфера строительства и продажи недвижимости, автопром. Программа утилизации позволила многим россиянам поменять со скидкой старые машины на новые. Это дало автопрому новые заказы, атопродавцам - дополнительную клиентуру, а кроме того, избавила, пусть и частично, наши улицы от самого настоящего автохлама.
Успех был потрясающим. Программа позволила за время своего действия вывести отечественных автопроизводителей и автосборщиков из убыточных в разряд прибыльных производств. Правда, стоило это тогда бюджету очень дорого: программа утилизации обошлась в 30 миллиардов рублей.
Нынешний авторынок вновь, похоже, необходимо спасать. Падение спроса на новые авто привело к тому, что продажи снижаются уже полтора года.
- Говорить о таком же кризисе, как был в отрасли к началу действия программы, разумеется, нельзя, - считает представитель одного из вологодских автоцентров Павел Никитин. - Снижение составляет по разным оценкам 2-5% с начала года. Однако роднит эту ситуацию с ситуацией 2010 года то, что не видно, за счет чего отрасль будет возвращаться на утерянные позиции.
Избавление от автохлама
Автоконцерны заявляют, что берут паузу для сокращения расходов, увеличения эффективности производства и реформирования модельного ряда: дескать, сейчас экономика переживает не лучшие времена, а мы к тому времени подготовим ряд предложений для покупателей, от которых им будет очень сложно отказаться. Вот только эксперты-экономисты в оптимизм «автомобилистов» не очень верят.
- Нужно очень серьезно снижать издержки, постараться не повышать цены на продукцию, так как население не готово к росту стоимости авто, избавляться от неэффективных активов, - перечисляет задачи, стоящие перед автопромом, Валерий Маковеев. - Не уверен, что отрасль к этому готова.
Не верят в это, похоже, и в регионах, где сосредоточены основные производственные автомобильные мощности. Не зря же губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев озвучил давно обсуждаемое среди отраслевых экспертов и производственников мнение: нужно возвращать государственные субсидии, а то автопром провалится на десять лет назад.
О каких субсидиях может идти речь? Конечно, авторы инициативы тут же сослались на позитивный опыт программы утилизации. Нравится идея и самим производителям, так как может поддержать автомобильный рынок, сокращающийся на протяжении долгого времени.
Между тем, не очень понятно, откуда на программу возьмутся деньги. В 2010 году правительство распечатало кубышку Стабилизационного фонда. Сейчас денег в резерве значительно меньше.
От ранее действовавшей программы утилизации проект значительно отличается.
По словам компаний, которые привлечены к правительственным консультациям по поводу новой утилизации, программу предлагается распространить не только на частных лиц, но и лиц юридических, в парке которых есть подержанные грузовики и автобусы.
- Это явно сможет обновить устаревший парк предприятий и организаций, - считает Павел Никитин. - Такой шаг правительства был бы воспринят отраслью на «ура».
Программа не для всех
Вот только пресловутое отсутствие средств в бюджете может помешать сделать программу общероссийской. Существует и активно обсуждается идея провести утилизацию не в целом по стране, а только в тех регионах, где выпускаются автомобили. Таким образом, избавиться от старого подержанного автомобиля и прикупить со скидкой новенькое авто смогут лишь жители Москвы, Московской области, Татарстана, Санкт-Петербурга, Удмуртии, Ленинградской, Калужской, Самарской, Ульяноской, Калининградской и Нижегородской областей.
Однако есть и второй вариант. Минпромторга сообщило, что Министерство «считает целесообразным поддержать предложения о реализации региональных программ утилизации в форме предоставления субсидий субъектам РФ с целью стимулирования спроса на транспортные средства». Переводим с чиновничьего языка на русский и понимаем, что правительство собирается спустить программу утилизации на уровень регионов. Если у области или края есть лишние средства, то можете запускать программу утилизации, часть расходов на которую готов взять на себя и федеральный бюджет. Речь, подчеркиваем, идет лишь о части расходов.
Понятно, что такие программы выгодны лишь тем регионам, где есть сборочные автоконвейеры или много свободных средств, чтобы обновить региональный автопарк. Ясно, что такая новая утилизация обойдется федеральной казне гораздо дешевле 30 миллиардов. Вот только остановит ли такая выборочная поддержка падение отечественного автопрома, пока не совсем понятно. В любом случае, ждать осталось недолго. Поговаривают, что уже к середине лета власти обнародуют детали новой программы утилизации, если, конечно, ее не зарубят на корню, как дорогую и бесперспективную.
ТОЛЬКО НА САЙТЕ. |
Комментарии (0)