Раздел имущества по-вологодски показали в Москве

statics/images/arcticles/062019/26062019x2598fb7a.jpg
Для матери, которая любит обоих сыновей одинаково, тяжело видеть, как один живет в нужде.
Фото предоставлено архитектурно-этнографическим музеем «Семенково»
statics/images/arcticles/062019/26062019x2f6343cc.jpg
В постановках театральной труппы оживают истории реальных людей.
Ступеньки здесь говорят человеческим языком, за забором таится прошлое, а архивные документы оживают и превращаются в увлекательные истории. «Мы ищем свой путь», - любит повторять заведующая архитектурно-этнографическим музеем «Семенково» Наталья Киршина. И этот путь, похоже, коллектив нашел. Недаром на XX Международном фестивале «Интермузей-2018» вологодское «Семенково» назвали музейным флагманом России.

«Мы, собравшись, постановили…»

На правах флагмана музей пошел еще дальше, обзаведясь собственным театром. Первый же спектакль «Родная мать» после радушного приема в Вологде пригласили на «гастроль» в Москву. 
В столице искушенная публика аплодировала стоя, а потом еще долго общалась с музейной труппой, задавая в том числе и провокационные вопросы.
- Нужен ли музею театр? - вопрошали некоторые зрители.
- Нужен, - отвечали вологодские музейщики.
К этой премьере они шли долгим и тернистым путем.
- Наш музей - особенный, под открытым небом, поэтому мы не можем показать людям высокохудожественные ценности: они хранятся под стеклом в выставочных залах наших коллег, - рассказывает Наталья Киршина. - Зато мы можем обратиться к духовной памяти народа. Посетители у нас играют самобытные русские свадьбы, вручную сбивают масло, провожают на службу рекрутов, водят хороводы на Троицких гуляньях. Так в основном и живут музеи под открытым небом, склонные в какой-то мере романтизировать деревенскую жизнь XIX-XX веков. Но со временем нам стало казаться, что обряды, праздники и хороводы не отражают крестьянскую повседневность с ее проблемами, конфликтами, переделом земли, спорами об имуществе и заботой о стариках.
Всерьез задумавшись об этом, научные сотрудники «Семенкова» в 2012 году создали интерактивную экспозицию «Мы, собравшись, постановили...» Запустить ее помогли грант Благотворительного фонда Владимира Потанина, а также не­уемная энергия самих музейщиков, перелопативших около 1 000 ранее безвестных крестьянских документов: прошений, объяснений, приговоров сходов. На листках бумаги неразборчивым почерком, зачастую с ошибками, наши предки описывали свои нелегкие житейские истории, век спустя ожившие на повети в музейном доме. 
- Экспозиция «Мы, собравшись, постановили...» рассказывает о сельской власти в дореволюционной России. Но при всей серьезности эта тема подается легко и доходчиво: в музейном пространстве появляются староста, сборщик податей, полицейский, десятский, - делится Наталья Киршина. - Посетители узнают, что из-за множества выборных должностей представители всех крестьянских семей должны были служить как минимум раз в 3-4 года, а кандидатов на общественную службу выбирали на сходах. У нас можно услышать невыдуманные истории крестьян, ощутить весь груз их обязанностей и трудов, а также штрафов и наказаний за какую-либо провинность. При этом крестьяне служили на совесть, не ради корысти, а затем, изрядно вымотавшись, просили освободить их от должности, но получали отказ: глас народа (то есть схода) - глас божий…

Самовар раздора

В 2016 году Фонд Потанина выделил музею очередной грант на создание театра и постановку спектакля, у которого еще не было даже сценария, - случай беспрецедентный. Новый проект назвали «Право на судьбу».
Создавать театральную труппу в «Семенкове» решили из волонтеров. Для этого объявили набор в Школу музейной интерпретации, куда записались 45 «учеников», преданных музейному делу. Люди в возрасте от 18 до 74 лет обучались хореографии, сценической речи, актерскому мастерству. Занятия шли в нерабочее время. 
Тем временем заведующий научно-экспозиционным отделом Дмитрий Мухин, основательно покопавшись в Великоустюгском центральном архиве, обнаружил там любопытные документы из истории семьи Дудниковых. Это заявление матери в волостной суд, где она жалуется, что сын не дает ей «хлебную посыпь», то есть зерно, а также объяснение сына, в котором он пишет, что и без «посыпи» кормит женщину. При этом сын жалуется, что родная мать ворует у него домашнюю утварь, но наказать ее он не требует. Эти два листочка и легли в основу спектакля. 
- Эта история произошла в конце XIX века в Трегубской волости Устюгского уезда, где жила вполне благополучная семья Дудниковых, - рассказывает Дмитрий Мухин. - Двух своих сыновей мать любила одинаково, а когда они выросли и женились, то решили разъехаться - жить отдельно. Сельский сход постановил: одному брату построить новый дом, а другой останется в отчем. Так и сделали, но с годами братья совсем перестали общаться: у младшего жизнь наладилась, он разбогател, а старший так обнищал, что староста забрал у него за долги самовар. Мать, конечно же, переживала и, чтобы помочь старшему сыну, тайком умыкнула самовар у младшего. Потихоньку таскала бедняжке и другое братово добро: сукно, медные чашки, солоницы, подсвечники. Крестьянская семья оказалась на грани раздела имущества. 
- Это было очень непросто - в сжатые сроки подготовить сцену и зрительный зал на повети (это вроде сеновала) в старом неотапливаемом доме: подвести электричество, сплотить полы, купить и смонтировать световое оборудование, подобрать мебель, - делится Наталья Киршина. - Помню, для занавеса мы чудом нашли в магазине остатки ткани, похожей на рогожку (это же музейный театр, не академический!). Параллельно подыскивали кулисы, шили костюмы, подбирали музыку, готовили декорации и репетировали, репетировали, репетировали, дописывая сцены на ходу. Режиссером-постановщиком спектакля стала Ольга Бороздина из молодежного экспериментального театра-студии «Сонет». А новоиспеченные актеры из числа музейных сотрудников работали над голосом и жестами, учились передавать эмоции и доносить смыслы. Тон им задавала единственная задействованная в спектакле профессиональная актриса Любовь Губернаторова.

…и костюмы Людмилы Зыкиной

Премьера спектакля «Родная мать» состоялась в «Семенкове» в сентябре 2017 года при полном аншлаге. Семейную драму устюжан Дудниковых зрители приняли «на ура»: кто-то всплакнул, кто-то оставил восторженный отзыв: «Душевно, браво, молодцы!»
Этот спектакль в «Семенкове» играют нечасто, поэтому каждый раз он становится ярким событием. Вологжане и гости города бронируют билеты заранее. Посмотрели постановку и несколько членов жюри XIV театрального фестиваля «Голоса истории» - оценки были самые высокие. Ну а в этом году «Родную мать» пригласили в Москву на фестиваль «Theatrum-2019» в рамках «Золотой маски». 1 июня показ состоялся в Театральном музее имени А. А. Бахрушина.
- Мы были единственным музеем, который сам предложил контент и сам его же сыграл. Хотя, признаться, это было очень волнующе, - делится Наталья Киршина. - Играть нам пришлось не в привычном антураже деревенской избы, а в каретном сарае, где оказались два гигантских рояля и сценические костюмы Людмилы Зыкиной. В итоге во время спектакля актерам за кулисами пришлось ползать под роялями, освобождая место для выхода друг другу. Билеты разошлись буквально за 15 минут. И вот что любопытно: в нашем спектакле - хэппи-энд: братья прощают друг друга и мирятся, и вологжанам это по душе. А вот москвичам не хватило драматизма: они высказались за полный разрыв родной семьи, чтобы финал был жестким, мощным, напряженным.
- В музеях под открытым небом бывают театры Петрушки, порой там ставят известные сказки, но вот такого, как у нас, театра в России больше нет. Мы работаем с серьезными темами и по подлинным свидетельствам прошлого. В «Семенкове» зритель попадает в другую реальность, проходя к деревенскому дому-театру мимо коз, барашков и петухов. Вместо привычного звонка он слышит деревенский колокольчик, а вместо созерцания скучных документов эмоционально проживает невыдуманную историю крестьянской семьи, - говорит Наталья Киршина. - Вот почему мы будем искать сюжеты для новых спектаклей, будем выигрывать новые гранты и будем готовить новые сюрпризы нашей дорогой публике.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: