Резчик по дереву представил вологжанам свой «Бессмертный полк»

statics/images/arcticles/082018/08082018x9046491f.jpg
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/082018/08082018x49600a12.jpg
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/082018/08082018xfe7dcb16.jpg
Иван Марценюк.
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/082018/08082018xfb2d8c08.jpg
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/082018/08082018x4c304d0c.jpg
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/082018/08082018x95160e01.jpg
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/082018/08082018x220bcf05.jpg
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/082018/08082018x9fb6803d.jpg
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/082018/08082018x28ab4139.jpg
Фото Сергея Юрова

Иван Марценюк из карельского села Шелтозеро на стареньком микроавтобусе привез в Вологду 19 резных работ. На них изображены инвалиды Великой Отечественной войны - безногие, безрукие, отправленные доживать свой век в провинциальные и очень далекие от цивилизации дома инвалидов Карелии и Вологодчины.

Слово «выставка» мастер категорически отвергает, называя прошедшие уличные презентации работ у стен Софийского собора Вологды и у Кремлевского вала города Белозерска встречей поколений ушедших и ныне живущих. Он не берет плату за их просмотр, но не возражает, если кто-то опустит в шапку-ушанку монетку - бензин для организации таких «встреч» нынче дорог. 

Иван Иванович называет свои произведения исключительно словом «люди» и признается, что для него они живые. Он знает биографию каждого из своих героев: кто где воевал, чем награжден, как жил после войны, забытый родными и близкими, в домах инвалидов на Валааме и в Горицах Кирилловского района. В силу возраста мастер лично не был знаком с этими людьми. Он просто перенес их изображение на дерево с картин художника Геннадия Доброва. Запрещенную серию черно-белых портретов Геннадия Михайловича «Автографы войны», написанную в 1974 году в домах инвалидов Русского Севера, страна увидела только в 1986-м. В итоге художник получил за «Автографы» медаль «Борцу за мир», а вся серия была приобретена Музеем Победы на Поклонной горе. 

В исполнении Марценюка портреты Доброва получились объемными и от этого более живыми. Добавил карельский мастер своим «людям» яркие краски. Друг резчика расписал в цвете ордена и награды ветеранов. 

Гость Вологодчины признался, что на родине его произведения считают неформатом. Договориться о любом показе работ Марценюка там просто нереально. Однако это не мешает Ивану Ивановичу устраивать выездные «встречи поколений» на местах боев, в маленьких городах и селах, в том числе и в Вологодской области, к которой мастер испытывает особое чувство благодарности.

- Впервые я посетил Вологду лет семь назад. К тому времени, конечно, умел держать стамеску в руках - изготавливал мебель на заказ. Случайно зашел в картинную галерею, где экспонировались работы Джанны Тутунджан. Я был так поражен увиденным, что купил каталог ее произведений. Приехал домой, открыл альбом и тут же понял, что хочу перенести ее картину «Корень рода» на дерево. Потом были и другие работы Джанны Таджатовны. Именно в Вологде ко мне пришло вдохновение, со мной здесь свершилось чудо, - рассказал «Красному Северу» Иван Марценюк.

Кстати, копия в дереве картины народного художника России Джанны Тутунджан «Корень рода» является центральным экспонатом его нынешней вологодской «встречи поколений».

Уличная выставка, работавшая весь день у Софийского собора, вызвала у вологжан огромный интерес, а некоторых и вовсе растрогала до слез. Не сказать, чтобы шапка-ушанка была полной, но на организацию новых «встреч» с художником и его искусством собранных вологжанами денег точно должно хватить.

Память Искусство Выставка

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: