Советские деды-морозы были вынуждены экономить на одежде

Вологжане Александр и Ирина Метелкины, в коллекции которых насчитывается уже более 200 дедов-морозов и снегурочек, рассказали, как менялся облик этих персонажей в СССР.
После того как в конце декабря 1936-го в газете «Правда» появилась статья «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку», праздник, ранее считавшийся Советской властью пережитком буржуазного прошлого, был полностью реабилитирован.
- Дед Мороз был выбран главным символом Нового года как персонаж, полностью лишенный какой-либо религиозности, - рассказывает Ирина Метелкина. - Первоначально его помощником хотели сделать Снеговика, но затем остановили свой выбор на Снегурочке. Заказы на изготовление подъелочных дедов-морозов и снегурочек поручали тогда артелям игрушечников. Это был полностью ручной труд. Изготавливался каркас, из папье-маше или глины «вылеплялось» лицо. Сам наряд делали из ваты, покрывая сверху специально сваренным клейстером. Получившуюся защитную «корочку» раскрашивали. Для придания блеска костюмам игрушечных персонажей использовалась слюда или битое стекло.
- Так как труд был ручным, каждый изготовленный артелью дед-мороз имел свои отличия, - подключается к диалогу Александр Метелкин. - К тому же единого образа Деда Мороза и Снегурочки еще не существовало, как и стандарта на размеры игрушек. Были и совсем маленькие фигуры, и метровые - для проведения праздничных елок в городских домах культуры. Все наши деды-морозы - с бородой, но вот головные уборы у них отличаются. Есть даже облаченные в русские шапки-ушанки - мастер каждой артели видел свое произведение по-разному. Потом еще долго не могли решить, какого цвета должна быть «правильная» шуба деда-мороза - красного или синего. Но большинство игрушек 30-х, 40-х и 50-х годов - в белых нарядах, для снижения себестоимости у них раскрашивали только лица.
После войны технология производства дедов-морозов изменилась. Их все чаще стали делать из прессованных опилок или папье-маше. Именно из этого материала изготовлен один из главных раритетов коллекции Метелкиных - полуметровый дед-мороз артели «Вологодский игрушечник» 1948 года.
Вообще, география производителей подъелочных фигур в Советском Союзе была более чем обширной. Есть в коллекции экземпляры из Ярославля, Ленинграда, Кондопоги, Донецка. Окончательный образ Деда Мороза и Снегурочки в советском игрушечном производстве сформировался в конце 70-х. Тогда же их стали массово изготавливать на игрушечных фабриках из пластмассы и пенопласта. 
Это еще больше удешевило процесс создания новогодних персонажей. И если на 30-сантиметровом деде-морозе 1965 года, изготовленном в Перми из прессованных опилок, значится цена в три советских рубля, то его примерно таких же размеров пластмассовый кондопожский собрат конца 70-х продавался в магазинах уже за 1 рубль 64 копейки. 
Если не считать различных материалов для производства, и артельщики, и технологи крупных предприятий были достаточно консервативны в создании игрушек и никаких авангардистских вольностей себе не позволяли. Деды-морозы различных советских десятилетий в основном отличаются только деталями в одежде и аксессуарами. Есть в застегнутых шубах, есть в расстегнутых, с мешками подарков и посохами или без них. В длинной игрушечной шубе или короткой, из-под которой виднеются валенки.
- В 70-х и 80-х было выпущено несколько серий дедов-морозов по мотивам популярных тогда мультфильмов, - продолжает свой рассказ Ирина Метелкина. - Помните такой анимационный фильм - «Дед Мороз и лето»? Есть у нас игрушечный Дедушка - точь-в-точь как в мультфильме! Или вот целая подборка дедов-морозов с различными лесными животными на руках. Чаше всего, с зайчиками и белочками. Правда, в последние годы стали появляться деды-морозы и снегурочки из «авангардистских» материалов - стекла, пластиковых бутылок или железа. Но мы такие не собираем, у нас подъелочные фигуры только советской эпохи.
Значительная часть коллекции Александра и Ирины сейчас находится в Великом Устюге, в городской резиденции Деда Мороза. Открывшаяся там тематическая выставка будет действовать до марта следующего года. Впрочем, нескольких сказочных персонажей посетители так и не увидят.
- Дочки не отдали, - улыбается Ирина Метелкина. - Пусть, говорят, хотя бы эти дед-мороз и снегурочка снова под нашей семейной елкой Новый год встретят! 
Увлечения

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: