Сталкиваются ли вологжанки с домогательствами на работе?

statics/images/arcticles/072020/22072020xd52bd996.jpg
Доказать факт домогательств на рабочем месте нелегко, и женщине придется надеяться на фото- и видеофиксацию происходящего в офисе, а также на показания свидетелей.
Фото Игоря Аксеновского
Пока россияне думали, что тема сексуальных домогательств на рабочем месте актуальна лишь для США и Голливуда, в нашей стране тоже разгорается скандал: несколько сотрудников известных СМИ обвинили коллег и руководство не только в домогательствах, но даже в изнасилованиях. Ряд замешанных в этих инцидентах мужчин уже уволились, в отношении других проводится служебная и следственная проверка. Ранее секс-скандал с последующим увольнением некоторых причастных произошел в МГУ: студентки обвинили преподавателей. А что могут сказать вологжанки о своей работе? Бывают ли в регионе подобные случаи?

Какой массаж

- Я считаю свою профессию одной из самой «популярной» для домогательств, - говорит молодой вологодский массажист Виктория. 
- Едва ли не каждый третий звонок от незнакомого мужчины, который хочет записаться, - с вопросом, делаю ли я интимный массаж. Разумеется, для меня это неприемлемо. Некоторые начинают уговаривать, спрашивать, за какую цену я готова согласиться, - это противно. 
А вот опытная 49-летняя коллега Виктории из Череповца однажды поддалась на предложение 54-летнего клиента и сделала ему интимный массаж. Мужчина процесс снял на видео и стал шантажировать женщину распространением съемки, если она откажется повторять «процедуру». Массажист обратилась в правоохранительные органы, и в отношении ее клиента региональным управлением Следственного комитета России было возбуждено уголовное дело о нарушении неприкосновенности частной жизни и понуждении к действиям сексуального характера. Фигуранту грозит штраф до 200 тысяч рублей либо лишение свободы сроком до двух лет - но это за распространение сведений, составляющих тайну частной жизни, а вот за домогательства с использованием шантажа срок скромнее - до одного года. 
Подобные дела в практике СКР довольно редки. Опрошенные нами правозащитники также признались, что им нечасто приходится сталкиваться с жалобами женщин на домогательства на рабочем месте. 
К примеру, директор Кризисного центра для женщин Ольга Тарлакова вспомнила лишь пару таких случаев: одна женщина была вынуждена уйти с работы, так как от нее требовал интима самый большой начальник, а другая рассказала, как руководитель посреди рабочего дня подошел к ней и задрал ей юбку… 
Сотрудницы достаточно известного вологодского предприятия рассказали, что несколько лет назад водителем у них работал мужчина, которого ненавидели практически все женщины: этот человек мог схватить их за колено или за плечо и предложить поехать «в номера». Но жалобы руководству не приносили плодов, так как за небольшую зарплату найти более достойного водителя было сложно. В результате один раз даже произошел конфликт с рукоприкладством: в ответ на «лапанье» одна из женщин вылила на голову водителя содержимое вазы с цветами…
Что характерно, адвокаты, к которым мы обратились с вопросом, можно ли подобное поведение квалифицировать как понуждение к действиям сексуального характера, усомнились, что «озабоченного» водителя можно было бы привлечь к ответственности, поскольку 133-я статья УК РФ предполагает, что виновный действует с помощью угроз и шантажа, а также с использованием материальной или иной зависимости потерпевших. Но водитель лишь «уговаривал» женщин, а то, что он непристойно трогал их, уголовно, как выяснилось, ненаказуемо. То есть если бы этот человек был начальником, то в его действиях был бы состав преступления, а так руководству следовало бы применить меры дисциплинарного воздействия. 

Скрывать не надо

- У моей сестры одна подруга так «попалась», - рассказывает вологжанка Татьяна. - На предновогоднем корпоративе начальник ей сказал якобы по большому секрету, что может выписать ей большую премию по итогам года, если она согласится с ним уединиться. Она не хотела, но он ходил за ней по пятам, уговаривал, обещал чуть ли не заоблачные суммы… А деньги любому человеку нужны. Она в итоге согласилась, а премию все сотрудники получили одинаковую, как обычно.
- Обратиться с заявлением о совершении преступления против половой свободы потерпевшая может в следственный отдел СУ СК России по Вологодской области напрямую по территории совершения деяния или через дежурную службу органов внутренних дел, - объясняет старший помощник руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по Вологодской области Наталья Летенкова. - Важно, чтобы обращение было своевременным, ведь спустя длительный период очень сложно восстановить картину произошедшего. Большой ошибкой в такой ситуации будет скрывать происходящее и потворствовать таким образом развитию ситуации до критического состояния. Женщина должна быть готова пройти стандартную процедуру освидетельствования, если речь идет об активных насильственных действиях. 
Наталья Игоревна напоминает, что в современных условиях существует множество возможностей для фиксации неправомерных действий и требований - можно вести их аудио- или видеозапись на телефон. Также доказательствами нарушения прав женщины будут соответствующая переписка в социальных сетях и мессенджерах, показания прямых или косвенных свидетелей произошедшего, - например, коллег. Все эти данные могут сыграть важную роль в расследовании. Но представитель СКР предупреждает, что в в подобных делах зачастую подозреваемый в качестве защиты всячески дискредитирует потерпевшую сторону, мотивируя, что его оговаривают. Поэтому еще до обращения в правоохранительные органы и в ходе расследования стоит избегать конфликтных ситуаций и действий, явно спровоцированных фигурантом дела с целью предъявить встречные требования или шантажировать. 

Техника безопасности

Как поступать женщинам, на работе у которых «завелся» коллега, чье поведение можно назвать домогательствами, не важно, нацелены они на реальный интим или нет? Непристойные прикосновения и скабрезности в нашей стране уголовно ненаказуемы, поэтому о них СКР рассказывать бесполезно. А обращаться в гражданский суд за возмещением морального вреда от подобных действий вряд ли будет эффективно: доказательную базу на «сексуального террориста» нужно собрать не меньшую, чем в рамках уголовного дела (это и время, и нервы, и без хорошего адвоката не обойтись), а надежды на серьезное материальное наказание ответчика возлагать не стоит. 
Практикующий психолог-кон-сультант, доцент кафедры психологии и педагогики ВоГУ Николай Васильев объясняет, что можно сделать женщине, чтобы не доводить ситуацию до конфликта или до увольнения, но при этом защитить свои права и интересы.
- Психологи и психиатры исходят из того, что человек может контролировать свои поступки и может сказать себе «стоп». Тех, кто в рабочей обстановке ведет себя неподобающим образом, я бы разделил на две категории - на людей с расстройством личности, которым доставляет удовольствие нарушать интересы других людей, и на людей без расстройств, которые просто в силу воспитания не хотят себя контролировать - допустим, они выросли в среде, где именно такое поведение считалось заслуживающим одобрения, и видели перед глазами примеры точно такого же поведения мужчин, - говорит Николай Николаевич. - Если женщины сталкиваются с такими коллегами в Америке, они могут пойти в суд, но у нас подобная практика пока не приживается, поэтому я бы советовал этим женщинам пойти на тренинги по ассертивному поведению, где их научат защищать свои права и интересы настойчиво, последовательно и спокойно, не нарушая прав других людей и не причиняя им вреда.
Николай Васильев поясняет, что человек, который регулярно допускает нежелательный телесный контакт с коллегами или делает женщинам непристойные предложения, необязательно совершает это со злым умыслом: жизнь в обществе предполагает, что слово «нет» может обозначать и нечто другое, например «хочу, но боюсь» или «не знаю, хочу или не хочу». Поэтому мужчины будут продолжать домогательства, надеясь, что женщина изменит решение. 
А встретив грубый отказ, мужчины могут затаить зло, что при совместной работе явно лишнее. Поэтому сказать твердое «нет», «не нужно этого делать» женщина должна спокойно, пояснив хотя бы в общих чертах причину отказа. Если мужчина настаивает - так же спокойно повторить. 
- Когда «нет» звучит на фоне проявления доброжелательного отношения, отказ не воспринимается как оскорбление, - говорит психолог. - А вот если вы имеете дело с человеком, у которого наблюдаются признаки расстройства личности, к сожалению, это может не сработать. Здесь придется спасаться бегством. 
Домогательства

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: