Цвет настроения больше не синий

statics/images/arcticles/092021/08092021xb1b30e34.jpg
Алкоголики берутся за ум только тогда, когда семья перестает помогать им решать проблемы, вызванные спиртным.
Фото с сайта rusbereza.ru

«Когда я выходила замуж, мой избранник уже выпивал. Я и сама выросла с пьющим отцом, но он был добрым, нас не обижал, мы его жалели и стыдились, - вспоминает вологжанка Эльвира. - С мужем я испытала совсем другие эмоции: гнев, раздражение, страх, безнадежность и щемящее одиночество.  Я не знала, как жить дальше, а от вопроса «Когда все это закончится?» меня трясло крупной дрожью».

Безнадега.ru

Муж Эльвиры, по ее словам, пьет каждый вечер. Если есть деньги - вино в бумажном пакете, если нет - антисептики из ближайшей аптеки. Ночами он ворочается, стонет, кряхтит (организму тяжело - интоксикация!), а утром идет на работу с «выхлопом», думая, что окружающие ничего не замечают. 

- У мужа типичное поведение алкоголика. Это постоянно измененное сознание и неадекватные реакции на все и на всех: мол, «вокруг уроды и козлы, один я белый и пушистый, никто меня не понимает». Из-за каждой мелочи (случайно пролитый суп или криво забитый гвоздь) он устраивал истерику. 

Я от этого нервничала, орала в ответ на него. Мы все время выясняли отношения, ругались, скандалили. Так продолжалось годами: он пил горькую, а мы с дочерью терпели весь этот негатив. В итоге дочка росла неуверенной в себе, всего боялась. А я стала замечать, что тоже вела себя неадекватно: взрывалась по пустякам, коллеги лишний раз боялись ко мне обратиться.

Про группы самопомощи (до пандемии в Вологде их было три) Эльвира узнала случайно. Говорит, долго думала, собиралась, надеялась, что проблема сама «рассосется». А когда совсем приперло, выбрала адрес поближе к дому и пришла на занятия.

- Сначала было дико, непонятно: там женщины, улыбаясь, рассказывали друг другу кошмарные истории своих семей. Вот тогда я подумала: а у меня, оказывается, все не так уж и страшно. Копившийся годами негатив наконец выплеснула и я - на душе сразу полегчало. Ведь на работе поделиться сокровенным я не могла - было стыдно. А здесь меня никто не осуждал,  напротив, все поддерживали советом и добрым словом.

12 шагов к новой жизни

Группа родственников алкоголиков собирается раз в неделю, как правило, по выходным. Обычно на занятия приходят до десяти человек. Они не знают фамилий друг друга (все анонимно), а при желании могут даже представиться вымышленными именами.

Один из «старожилов» ведет собрание на правах наставника. Диалог строится по программе «12 шагов», разработанной для групп анонимных алкоголиков. К примеру, сделать первый шаг - это значит признать собственное бессилие перед болезнью мужа или сына. На встречах обсуждаются и более узкие темы, которые женщины обозначают сами, скажем, «гордыня», «самоконтроль», «жалость к себе».

Все занятия бесплатные: группа существует на добровольные пожертвования ее членов. 

- Мы не плачемся друг другу в жилетку: мы обмениваемся опытом, анализируем проблему, ищем пути ее решения, - рассказывает Эльвира. - Вместе с этим меняются и наши отношения в семье, меняется сама жизнь. Вот я стала гораздо спокойней: внутреннее напряжение спало (раньше я ходила, как натянутая струна, готовая вот-вот лопнуть). 

У меня пропало чувство одиночества, я улыбаюсь и шучу с коллегами - они меня больше не опасаются.

Дома тоже климат улучшился. Эльвира стала реже предъявлять претензии мужу и дочке, меньше их контролировать.

- Я уже могу спокойно поговорить с дочерью (раньше только ей указывала, что делать), муж тоже стал самостоятельным (я ведь его постоянно учила: как одеваться, как общаться с начальством), - делится вологжанка. - Долгие годы он отдавал мне свою зарплату, а потом выпрашивал на выпивку. Сейчас все изменилось: мы делим пополам расходы на продукты и жилье, а дальше каждый сам распоряжается своими деньгами. 

Я мужу финансово не помогаю, его долги не отдаю, за бутылкой с утра не бегаю, его проблемы не решаю. Более того, я перестала ненавидеть своего алкоголика: воспринимаю его таким, какой есть. Если муж орет благим матом над тем же пролитым супом или криво забитым гвоздем, я понимаю, что это симптом его тяжелой болезни. Во время истерики я могу выйти в соседнюю комнату и помолиться: «Боже, дай мне душевный покой принять то, что я не в силах изменить; мужество изменить то, что могу; и мудрость отличить одно от другого». И, знаете, это действует!

В группу самопомощи Эльвира ходит уже 10 лет (когда «прогуливала» занятия, быстро возвращалась в прежнее нервное состояние), говорит, что за это время насмотрелась разного. 

Я дочь алкоголика, жена алкоголика, мать алкоголика. Мой сын по примеру своего отца начал употреблять химические вещества с 12 лет. С двумя сумасшедшими в доме мне было не справиться, поэтому с мужем я развелась, направив все силы на спасение сына. Но водка победила. Моя душа была растоптана: запои, бессонные ночи, таблетки, капельницы… Мы были на краю гибели, когда услышали о группах анонимных алкоголиков. Своему диагнозу «созависимость» я сопротивлялась долго. Со временем я научилась любить себя, заниматься собой. Жизнь заиграла яркими красками. Мой сын уже шесть лет не употребляет алкоголь. Сейчас я выздоравливаю, чего и вам желаю!

Наталья, созависимая

Вот рассказ Валентины: 

- До прихода в группу я не жила, а существовала. И не знала, что алкоголизм - это семейная болезнь: если пьет один, то страдают все! Изучая программу «12 шагов», я поняла, что, помогая себе, помогу и родным. Так и вышло. Перемену в моем поведении первым заметил сын, это его удивило и озадачило, заставило задуматься, что он делает не так. Вскоре сын попросил о помощи и уехал в реабилитационный центр. Это было его серьезное решение, я благодарна ему за такой мужественный шаг. Постепенно в мою жизнь приходит спокойствие. Далеко я не заглядываю, живу и даю жить другим: сегодня хорошо - и слава богу! Я благодарна группе, что моя жизнь меняется.

 Да, у кого-то от перемен в семье мужья и сыновья перестали пить. У самой Эльвиры чуда не произошло, но она относится к этому спокойно. Говорит, наверное, таков мой путь, поэтому надо пройти его до конца.

- Кодироваться мужа я не заставляю - это его жизнь и его личный выбор. Разводиться тоже не хочу - я его по-прежнему люблю. Видимо, он не дошел еще до своего дна, от которого можно оттолкнуться и начать обратный путь наверх, чтобы стать трезвым алкоголиком - ведь бывших среди них не бывает.

Сейчас Эльвира ходит в группу для поддержания духа и делится опытом с новичками. Их содружество готово принять и помочь. 

Записаться и уточнить информацию можно по телефону 8-921-534-32-64.


Комментарий

Павел Лавров, заместитель главного врача Вологодского областного наркодиспансера № 1:

- Долгие годы, живя с алкоголиками, жены и матери пытаются их «спасти», взваливая на себя все их проблемы. Они вытаскивают пьяных мужей и сыновей из канав, отмывают, отдают их долги, зовут доктора с капельницей, покрывают перед начальством, плачут, скандалят, ругаются, уговаривают, увещевают. Но это все пустое. 
При этом сами женщины находятся в постоянном стрессе и всерьез подрывают свое здоровье. В группах самопомощи родные алкоголиков учатся жить собственной жизнью, снимая с себя ответственность за чужое нетрезвое существование. Случается, что столкнувшись с новым отношением к себе («Сам решай свои проблемы, они меня больше не касаются»), алкоголики берутся за ум - для многих это стимул вернуться к трезвости. 

Вадим Мекк, психолог:

- «Муж-алкоголик» входит в ТОП-3 обращений в моей практике. И выбор у женщин небольшой: либо развестись, либо терпеть этот ужас бесконечно. При этом девять из десяти женщин выбирают роль созависимой жертвы - они готовы мучиться и дальше. Бросить своего пьющего тирана им мешают внутренние страхи и комплексы, неуверенность в себе. Их пугает одиночество («А где я найду другого мужика?»), угрозы и преследования («А вдруг он будет приходить и выламывать дверь?»). Они боятся не справиться с детьми и остаться без жилья. В итоге жены алкоголиков разрушают и собственную жизнь, а зачастую - и жизнь своих детей. Лишь каждая десятая дама решается уйти. При этом половина из них рассчитывает на собственные силы и зачастую терпит фиаско. Есть, впрочем, и третий путь: мужу - пойти в группу анонимных алкоголиков, а жене - поддерживать его в этом долгие годы, пока он не выстроит здоровую систему ценностей в своей жизни.
 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: