Новоиспеченный «народный» в приподнятом настроении и совершенно этого не скрывает, смотрит веселым взглядом прямо в глаза и время от времени рисует странные фигуры карандашом на клочке бумаги. В ответ на поздравление делает вид, что не понимает, о чем речь. И тут же смеется. «Сказать, что звание - чепуха, я не могу. Это не чепуха, это признание этапа жизни. Испытал еще большее чувство ответственности перед тем, что делаю. Старался всегда работать честно, не халтурил, а теперь я должен вдвойне лучше работать. Главное - ответственность и чувство благодарности коллективу, с которым я работаю», - говорит Борис Александрович. Никакой другой судьбы для себя, кроме театральной, Борис Гранатов не представлял, ведь вырос он, в буквальном смысле, за кулисами. Отец его был актером, а мама - суфлером и администратором в театре. Несмотря на творческие гены, Борис Гранатов сначала закончил педагогический институт у себя на родине, в Киеве. Кстати, уже там он ставил самодеятельные спектакли. Затем в биографии Гранатова значатся Днепропетровское театральное училище и работа актером в ростовском ТЮЗе. Именно здесь Борис Александрович довольно серь- езно попробовал себя в качестве режиссера. «Спектакль по польской пьесе «Маэстро» репетировали года полтора, -вспоминает Гранатов. - В распоряжении были только выходные да ночи. А сама премьера состоялась не на сцене, а в фойе». Режиссером в Ростове-на-Дону Борис Александрович работал около трех лет, потом почти 2 года прослужил в Ивановском театре и всего год - в Ставрополе. В Вологду Гранатов приехал в 1985 году. После нескольких лет работы в вологодском ТЮЗе уехал в Москву. Высшие режиссерские курсы, стажировка в столичном театре Пушкина, и в 90 году Бориса Гранатова активно зовут в Вологду. С тех пор он - бессменный художественный руководитель вологодского театра юного зрителя, впоследствии ТДМ. Сбылась давняя мечта Гранатова о маленьком городке и уникальном театре с особой атмосферой. Интервью постепенно перерастает в теплую, домашнюю беседу, а одновременно с разговором на бумажном обрывке появляется чертеж, похожий на сетку для игры в «крестики-нолики». «Может показаться самонадеянным, но я лишь в последние годы ставлю спектакли с большей ответственностью, а начиналось все с игры, - признается режиссер Гранатов. - Для меня каждая пьеса - путешествие в неизвестность. Когда смотришь на премьеру из зала, думаешь, когда я это сделал? Как же эта сцена вот так решена? Я не помню, как это возникло. Что-то там подсказало сверху...» За 17 лет в вологодском театре для детей и молодежи Борис Гранатов поставил более полусотни спектаклей, от буффонных до серьезных драматических. Со сцены ТДМ звучало множество текстов великих пьес: «Гамлет», «Король Лир», «Ревизор», «Капитанская дочка», «Три сестры», «Поминальная молитва». Художественному руководителю театра нравится работать в разных жанрах и формах. Борису Александровичу интересно возиться и подробно копаться в психологии, тонкостях взаимоотношений героев. Именно так он работал над громкой премьерой про- шлого сезона «Отцы и дети». Своим учителем в профессии Гранатов считает Анатолия Эфроса - мастера психологического театра. (Прим. автора: Портрет А.В.Эфроса всегда в кабинете Б.А.Гранатова). Сложная психология человеческих отношений отражена и в новом спектакле режиссера - «Счастье мое». «Это о моих родителях», - говорит Борис Александрович. Действие пьесы происходит через два года после Великой Отечественной, в 1947 году. Сталинское время. Любовь. Предательство. Отказ от чувств ради карьеры. Все действие построено на двух молодых актерах В.Харжавине и Е.Чаукиной. Премьера спектакля 10 ноября. 19 октября театр для детей и молодежи открыл очередной сезон еще одной премьерой, спектаклем «Бег Булгакова». Впервые постановка была показана этим летом на фестивале «Голоса истории». Приезжие критики писали, что « Бег...» Гра-натова не вполне вписался в стены Пятницкой башни Кремля. По личному сравнению Бориса Александровича, ему больше понравилось репетировать спектакль в условиях сцены, где появилось ощущение сна и реальности, возникла настоящая булгаковская магия. - У Булгакова есть очень интересные ремарки: «исчезает», «проваливается». Провалиться в каменную стену нелегко, а вот в темную пустоту сцены - можно. С постановкой «Бега Булгакова» вышла не совсем обычная история, - комментирует Гранатов. - До этого все фестивальные спектакли очень естественно смотрелись в кремлевских декорациях. Это и «Капитанская дочка» (Прим. Б.Гранатова: постановка шла на сцене театра 7 лет), и «Человек из Ламанчи», и в « Списках не зна- чился». В спектакле «День победы среди войны» восемнадцатиметровая Пятницкая башня была запелёну-та в серый лён - в блокадном Ленинграде здания прятали от бомбёжек. На сцену льняную драпировку перенесли, но высоты башни явно не хватало. В отличие от некоторых других писателей, Булгаков очень театрален. Авторскому подзаголовку «Восемь снов» прекрасно соответствует конструкция вроде многоярусной витрины, придуманная Борисом Гранатовым и художником ТДМ Степаном Зограбяном. Большую роль играет и сценическое освещение. Меняется свет, и человек исчезает. Впрочем, это уже театральные секреты. - Борис Александрович! Последний вопрос. А что вы чертили все время, пока мы разговаривали? -спрашиваю я. - Где? - Борис Гранатов не ожидал вопроса. - Ну, вот же, на листочке! - Да, ничего - линии! Слова, слова, слова..., - хитро улыбается режиссер. - Недавно мы с труппой были на фестивале «Реальный театр» в Нижнем Новгороде, возили «Отцы и дети». В рамках фестиваля известный российский шекспиро-вед А.В.Бартошевич читал лекции по «Гамлету». В одной из них Алексей Вадимович рассказал шутку из жизни английского театра. На вопрос: «Что вы читаете?» Гамлет во всех переводах отвечает: «Слова, слова, слова». Один британский актер тоже проговорил сакраментальную фразу: «Слова, слова, слова» и после некоторой паузы добавил: «И ни одной картинки», - при этих словах Борис Александрович задорно засмеялся.
Комментарии (0)