В Сокольском ПАТП не делят земляков на своих и чужих

statics/images/arcticles/052022/11052022x18bce6b9.jpg
Сергей Першичев.
statics/images/arcticles/052022/11052022x41eb8af5.jpg
Заместитель генерального директора Николай Груничев также считает автобфусы «ПАЗ» оптимальными в сокольских условиях.
statics/images/arcticles/052022/11052022x3868abfe.jpg
Токарь Владимир Акимов был в числе тех, кто помогал восстанавливать машины военных лет.
statics/images/arcticles/052022/11052022x48c503ac.jpg
Водитель Артур Сеничев.
statics/images/arcticles/052022/11052022x08c46020.jpg
Старший диспетчер Надежда Кузнецова и диспетчер Наталия Смирнова.
statics/images/arcticles/052022/11052022x913a66e2.jpg
Вот такие позитивные кондукторы трудятся в Сокольском ПАТП.
statics/images/arcticles/052022/11052022x415c9734.jpg
На предприятии надеются возобновить традицию участия ретротехники в районных парадах и праздниках.

Для уроженца Сокола, генерального директора ООО «Сокольское ПАТП» Сергея Першичева путь в профессию начался в 15-летнем возрасте, когда он, будучи еще школьником, в дни летних каникул пришел подработать в местную автоколонну № 1899. Тогда никто еще не мог и предположить, что это событие станет во многом знаковым как для города, так и для всего Сокольского района.

Оптимально и удобно

В конце 90-х, как и многие его сверстники, подросший сокольчанин стал заниматься предпринимательством. Вместе со старшим братом они открыли цех дерево­обработки. Дела шли неплохо, но тут в переживавшем тогда не лучшие времена Соколе случился очередной инфраструктурный кризис: та самая автоколонна № 1899 ушла в небытие, что вызвало закономерный вал нареканий со стороны пассажиров. 

Переживая за свой родной город, Першичевы решили заполнить транспортную нишу маршрутными такси, пустив по сокольским улицам десять микроавтобусов. Идея горожанам пришлась по вкусу, что и привело к рождению уже специализированного Сокольского ПАТП, ставшего осуществлять регулярные пассажирские перевозки как в черте Сокола, так и на межмуниципальных маршрутах. 

1,8

миллиона пассажиров было перевезено автобусами Сокольского ПАТП в 2021 году.

Сейчас это ПАТП - головное предприятие целой группы небольших транспортных организаций, имеющих единую производственную базу и во многом дополняющих друг друга по роду деятельности. Сейчас на территории промплощадки в Станционном переулке, 32, находятся ремонтные боксы, техсервис и автомойка, где обслуживается как свой, так и сторонний автотранспорт. 

Вносят свой вклад сокольские транспортники и в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Пять больших грузовых машин «Вольво» на условиях субподряда заняты на перевозке песка и щебня для ремонта и строительства как федеральных, так и региональных трасс, проходящих по нашей области. Еще одно важное направление их деятельности - строительство сети лесных дорог. 

И, как показало время, ставка на подобную дополняемость транспортного бизнеса со стороны юридически самостоятельных, но управляемых из единого центра компаний полностью себя оправдала. В период пандемии пассажиропоток в Соколе, как и по всей стране, существенно сократился. Частично компенсировать выпадающие доходы предприятию помогли федеральные и региональные инициативы, направленные на снижение налогового бремени на малый и средний бизнес, но главным фактором сохранения ПАТП стала именно поддержка со стороны родственных транспортных организаций.

С прицелом на перспективу

Более того, в это непростое время Сокольскому ПАТП удалось даже существенно обновить парк своих пассажирских машин. В 2020 году по лизингу были приобретены два новых «ПАЗика», в 2021-м - еще четыре.

- Мы пока окончательно не закрыли лизинговые платежи, но расчеты показывают, что в плане долговременной стратегии все эти вложения оказались своевременными и правильными, - считает Сергей Першичев. - Регулярные пассажирские перевозки - жестко регламентированный вид деятельности. Мы обязаны не только поддерживать автобусы в полностью исправном состоянии, но и регулярно обновлять парк машин. 

В условиях Сокола отечественные автобусы «ПАЗ» являются оптимальным вариантом: они потреб­ляют мало солярки и удобны в обслуживании. К тому же пять из шести новых автобусов относятся к классу «Доступная среда». 

Такие автобусы рассчитаны в том числе и на маломобильных пассажиров. Специальные приспособления позволяют без особых затруднений поднять в салон как детские, так и инвалидные коляски.

- Стало очень удобно, такие низкопольные автобусы ходят теперь по большинству городских маршрутов, - рассказала нам сокольчанка Вера Соколова. - Раньше, чтобы отвезти пожилую неходячую маму к родственникам или в стационар, мы вызывали социальное такси. Теперь это можно сделать непосредственно на городских автобусах.

Отметим, что в текущем году, юбилейном для Сокола и Сокольского района (90 лет со дня образования), ПАТП обслуживает четыре внутригородских автобусных маршрута (№№ 1, 2, 3 и 4), а также направление Сокол - Вологда. Последние месяцы добавили транспортникам головной боли: себестоимость поездок резко выросла. Ощутимо подорожали запчасти, солярка и кассовые ленты (последние вроде бы мелочь, но только на них себестоимость провоза каждого пассажира увеличилась едва ли не на рубль!). Однако отказываться от своих транспортных и социальных обязательств Сокольское ПАТП не намерено.

Для держателей карт «Забота» предприятие из собственных средств компенсирует разницу в стоимости месячных проездных билетов: обычный проездной стоит в Соколе 1 600 рублей, льготный, по «Заботе», - 1 000. Неизменной остается и стоимость разовой поездки на внутригородских маршрутах - 29 рублей. Причем оплатить проезд можно как наличными деньгами, так и банковскими картами: у всех кондукторов есть для этого мобильные терминалы. Кроме того, предприятие продолжает исправно платить в бюджет весьма немаленькие налоги, а также заработную плату своим работникам. Кстати, за все время существования ПАТП здесь еще ни разу не было задержек с этими выплатами.

- С каждым годом требования к пассажирским перевозкам в России ужесточаются, но здесь мы также стараемся идти в ногу со временем, - говорит юрист Сокольского ПАТП Сергей Беляев. - Все автобусы оборудованы современными системами видеонаблюдения, с сентября прошлого года начали и уже практически завершили перевод машин на систему ГЛОНАСС. Естественно, выполняется и весь комплекс мероприятий по обеспечению транспортной безопасности. Никаких серьезных инцидентов с нашими автобусами не было и, надеемся, никогда не будет. 

О денежных стимулах и пассажирских благодарностях

Главную ценность любого предприятия составляют его люди. И Сокольское ПАТП - не исключение. Тут тоже есть костяк опытных специалистов, задающих тон в повседневной работе. Много хорошего рассказали нам на предприятии о заместителе генерального директора Николае Груничеве, механике Александре Маничеве, токаре Владимире Акимове, старшем диспетчере Надежде Кузнецовой, ответственном за производственную базу Анатолии Пазгалове и других профессионалах своего дела, которых тут действительно немало.

К сожалению, характерная практически для всех транспортных предприятий страны (да и не только транспортных) кадровая проблема не обошла стороной и Сокол. Как и везде, здесь очень востребованы слесари, токари, водители. Последние - особенно. Часть работников приходится приглашать из Кадникова и Устья, но закрыть все вакансии пока не удается.

Происходит это из-за начавшегося еще в 90-е годы перекоса в системе подготовки кадров: за несколько десятилетий в стране появилось огромное количество дипломированных, но зачастую остающихся невостребованными юристов и экономистов, а вот представители рабочих специальностей оказались в большом дефиците. В последние годы ситуация наконец-то стала меняться, но пока не так быстро, как хотелось бы.

С водителями пассажирских автобусов - еще сложнее. Профессиональные центры, где готовят специалистов на права категории «Д», можно пересчитать по пальцам одной руки. К тому же многие выпускники таких центров воспринимают свою работу на автобусах исключительно как временную и необходимую для перехода на новую профессиональную ступень. Всего через год можно получить вожделенную первую категорию и уйти работать водителем большегрузной фуры, где в силу объективных причин заработная плата значительно выше.

- Мы пытаемся стимулировать сложившийся дисбаланс компенсирующими выплатами. Тем, кто отработал больше года, соблюдая внутреннюю дисциплину и не нарушая правил дорожного движения, начинаем выплачивать ежеквартальные премии и годовую в размере 100% оклада, - поясняет Сергей Першичев.

Такая практика себя также оправдала. Большинство водителей отработало в Сокольском ПАТП по десять и более лет. Специалисты знают, что для городских транспортных предприятий это действительно солидный срок. Есть и те, кто в поисках лучшей доли на два-три месяца уходил в другие организации, но потом возвращался обратно: на поверку оказывалось, что созданные в Сокольском ПАТП условия труда все же лучше, чем у других потенциальных работодателей. 

Чтобы проверить, как именно работают водители Сокольского ПАТП, мы решили отправиться в поездку под видом обычных пассажиров. Первым на конечную остановку подошел автобус-«двойка» с бортовым номером 945. Отправление - четко по расписанию, минута в минуту. В салоне - чистота, названия остановок высвечиваются на электронном табло, ход машины - мягкий, плавный, без толчков. Ехать и правда комфортно.

Уже на другой конечной остановке узнаем фамилию водителя - Артур Сеничев. Правда, говорить о себе он не хочет, скромничает. Чуть более разговорчивой оказалась его коллега, кондуктор Наталья Кожевина.

- Мне с напарником повезло, очень нравится с ним работать, - говорит Наталья. - Спокойный, пунктуальный, ездит уверенно, за чистотой в салоне следит. Люди разные у нас ездят и с разным настроением. Но никаких нареканий в его адрес со стороны пассажиров я не припомню.

Впрочем, из общения с другими кондукторами выяснилось, что с напарниками повезло и им. Общее мнение выразила Анастасия Нарожная, несколько месяцев отработавшая сменным кондуктором и успевшая поработать едва ли не со всеми водителями ПАТП. По ее словам, с Валерием Беляевым, Александром Кубяковым, Вячеславом Скалкиным да и другими водителями «работается легко и спокойно».

Сама Анастасия, к слову, - один из самых молодых работников Сокольского ПАТП. Ей 22 года, на предприятие пришла сознательно: мол, с детства нравилось ездить на автобусах, да и общаться с людьми ей всегда было интересно. 

И этот взаимный интерес креативная девушка порой моделирует сама. 

В предновогоднюю смену, 31 декабря, она обилечивала пассажиров в костюме… единорога, попутно раздавая детям конфеты. И, судя по улыбкам пассажиров, веселые новогодние поездки пришлись им явно по душе.

Олимпийское эхо

В архиве мы нашли интересный снимок, также по-своему характеризующий руководителя Сокольского ПАТП. В 2014 году Сергей Першичев был факелоносцем на одном из вологодских этапов эстафеты Олимпийского огня. Это право он заслужил как своей многолетней приверженностью к активному образу жизни (сам Сергей Аркадьевич и поныне - заядлый лыжник), так и поддержкой со стороны Сокольского ПАТП молодых перспективных спортсменов, являющихся уроженцами сокольской земли. 

Часть из них получила возможность участвовать в межрегиональных и всероссийских соревнованиях именно благодаря Першичеву и его единомышленникам, для которых само понятие «социальная ответственность бизнеса» уже давно стало не лозунгом, а прямым руководством к действию.

- Так уж повелось, что люди редко благодарят водителей и кондукторов, разве что лично, - рассказала нам диспетчер Наталия Смирнова. - Но теперь, пусть пока и нечасто, стали звонить и в диспетчерскую, благодарить публично. Вот буквально на днях хвалили кондуктора Татьяну Крюкову, до этого были благодарности в адрес Анастасии Нарожной и некоторых наших водителей. После этого начинаешь испытывать еще большую гордость за свое предприятие. Ведь если люди оценивают твой труд по заслугам, то работать становится вдвойне приятнее!

«Победа» в честь Победы

Для многих сокольчан не является секретом, что в одном из производственных ангаров ПАТП находится небольшая коллекция ретротехники, восстановленной специалистами предприятия в свободное от основной работы время. В допандемийные годы эта техника неоднократно выставлялась на праздничных мероприятиях в Кадникове и Соколе, участвовала в районных парадах Победы. И хочется верить, что вскоре патриотическая традиция обязательно возродится.

Особая гордость - любовно восстановленные машины военных и послевоенных лет. В их числе - легковой автомобиль «Победа», легендарная полуторка и армейский ГАЗ-67Б, выпускавшийся в СССР с 1943 года и способный буксировать небольшие пушки. Память о той Великой войне для работников Сокольского ПАТП по-настоящему священна.

И это не просто красивые слова. Как рассказали нам в Сокольском районом совете ветеранов, коллектив Сокольского ПАТП добровольно взял на себя обязанность помогать сразу нескольким городским первичным организациям ветеранов. Им оказывается регулярная финансовая помощь на проведение различных мероприятий и патриотических акций, вручаются подарки.

9 Мая для нас - самый любимый праздник!  Да и как иначе, если практически у всех, кто сейчас работает, родственники были на фронте. У нашего генерального дед тоже 
всю войну прошел, даже успел повоевать с японцами летом 1945-го. Так что праздник этот чтим да и о нынешних ветеранах не забываем - как тех, кто когда-то работал на предприятии, так и сокольских. Делить земляков на «своих» и «чужих» здесь не принято. 

Николай Груничев,
заместитель генерального директора ООО «Сокольское ПАТП»

- Сергей Першичев - успешный руководитель и очень хороший, ответственный человек. Не зря земляки дважды выбирали его районным депутатом. Знаю его очень давно, а теперь мы с ним еще и состоим в одной ячейке «Единой России», - говорит председатель Сокольского районного совета ветеранов войны и труда Надежда Лопотова. - У нашего Совета есть несколько постоянных добровольных помощников, и Сергей Аркадьевич - как раз из их числа. С какой просьбой к нему ни обратимся - отказа не бывает. Но чаще всего и обращаться не нужно, сам звонит и спрашивает, не нужно ли чего. И спрашивает искренне: чувствуется, что к нам, ветеранам, у него очень уважительное отношение. 

Максим ВОЛОДИН

Траспорт Сокольское ПАТП

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: