Власти ужесточают контроль за ценами на рынке топлива

statics/images/arcticles/012022/26012022x65a77e00.jpg
Фото Игоря Аксеновского
statics/images/arcticles/012022/26012022xae3350cb.jpg
Больше всего автозаправок в регионе принадлежит компании «Лукойл», представители которой от комментариев по поводу ситуации с ценами отказались.
Фото Игоря Аксеновского

В последнее время стоимость литра 95-го бензина на Вологодчине преодолела планку в 50 рублей, а на ряде АЗС вплотную приближается уже к 52 рублям за литр. Средние цены на дизельное топливо в области стремятся к 58 рублям за литр. На этом фоне антимонопольная служба ужесточает контроль за ситуацией на топливном рынке региона.

Опережая инфляцию

Причин подорожания топлива несколько: это и ажиотажный спрос на него на мировых рынках, подхлестнувший рост цен, и связанные с распространением пандемии ограничения с выездом за рубеж, простимулировавшие внутренний туризм, перевозки, а следом - востребованность бензина. Плюс к этому вмешались макро­экономические факторы: нефть, котировки которой за последнее время росли на 10 долларов и поднимались до 88 долларов за баррель, а также слабеющий рубль. Как поясняют специалисты, стоимость продукции нефтяных компаний даже на внутреннем рынке так или иначе привязана к долларовым ценам. 

Но стоимость сырья занимает в итоговой цене топлива всего лишь 10 с небольшим процентов. Львиная доля, порядка 70% в стоимости бензина, - это акцизы и фискальная нагрузка (налог на добычу полезных ископаемых, НДС и так далее). При этом акцизы ежегодно растут. По информации из открытых источников, с 2014 года они увеличились в 2,5 раза. С 1 января нынешнего года размер акциза на бензин вырос на 6,8%, на дизельное топливо - на 4%. В частности, на бензины пятого экологического класса они выросли с 13,3 тысячи до 13,8 тысячи рублей за тонну. В пересчете на стоимость литра это означает прибавку в 38 копеек. Акцизы на дизтопливо увеличились с 9,2 тысячи до 9,56 тысячи рублей за тонну, или на 30 копеек за литр.

Сдерживать ценники на заправках помогают неформальное соглашение нефтяных компаний и Правительства РФ (рост стоимости топлива в пределах инфляции), а также действующий с 2019 года так называемый демпферный механизм. Его суть заключается в том, что государство возмещает нефтяным компаниям недополученные доходы при поставке топлива на российский рынок. Если стоимость горючего внутри страны ниже, чем на экспорт, то производители получают компенсацию из федерального бюджета. Это позволяет держать оптовые цены на автомобильное топливо в России ниже, допустим, чем в Европе. К примеру, в середине января экспортная цена бензина марки АИ-95 составляла почти 84 тысячи рублей, а биржевые цены на внутреннем рынке - 54,5 тысячи за тонну. При более высокой стоимости сырья на внутреннем рынке компании, наоборот, отчисляют в казну часть прибыли.

«Дизель» бьет рекорды

- С начала 2021 года цена на автомобильные бензины марок АИ-92 выросла примерно на 7,9%, АИ-95 - на 8,1%, на дизельное топливо - на 12,9%. Самый минимальный процент роста наблюдается у ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт». Основными факторами, отражающимися на динамике розничных цен на моторные топлива, являются налоговая нагрузка, стоимость закупки таких топлив в оптовом сегменте и расходы, связанные с их доставкой, - сообщили «Красному Северу» в Управлении ФАС по Вологодской области.

По данным портала Fuelprices.ru, средние цены на АЗС региона на 92-й бензин за последний год подскочили на 3,52 рубля - до 48,15 за литр, АИ-95 прибавил за это же время 3,88 рубля - до 51,06 за литр. Но сильнее всего - на 6,78 рубля - подорожало дизтопливо (до 57,80 рубля). Причем только за последние три месяца цена солярки выросла в цене больше чем на пять рублей за литр. 

Цены на дизельное топливо сейчас просто запредельные! Если в прошлом году наше хозяйство закупало солярку по 55 тысяч рублей за тонну, то в нынешнем - уже по 72 тысячи. Получается, что дизтопливо подорожало процентов на 30. Если бы поблизости была АЗС, то нам легче было бы заправлять тракторы 
там, чем покупать топливо оптом. А через два месяца начнется посевная, когда потребление дизтоплива значительно вырастет. Сейчас от лица Агропромсоюза Вологодской области мы готовим письмо в адрес регионального правительства, в котором выражаем озабоченность этой ситуацией.

Андрей Клеков, 
председатель СХПК «Ильюшинский», депутат ЗСО 

- Если на бензине нам удается хотя бы немного заработать, то дизельным топливом мы вынуждены торговать в минус. Цены на него очень сильно растут. При этом еще и возникают проблемы с отгрузкой дизтоплива с нефтеперерабатывающих заводов. Приходится ждать его по две недели. А потом выбросят 200 тонн, а то и меньше на всю страну, и за них идет настоящая драка. Ведь поставщикам топлива необходимо выполнять те же госконтракты, - пояснила нам генеральный директор ООО «Энтиком-Инвест» Наталья Демидова. - К тому же мы не являемся вертикально интегрированной нефтяной компанией, поэтому механизм демпфера на нас не распространяется. А цены на АЗС мы вынуждены сдерживать для того, чтобы оставаться конкурентными. 

Дороже, чем у соседей

Автомобилисты уже давно сетуют на то, что бензин в Вологодской области стоит дороже, чем в соседних регионах. 

- Передо мной - два чека. В январе я заправлялся 95-м бензином в Вологде на заправке «ЛУКОЙЛа» за 51,91 рубля за литр, а потом в Пошехонье Ярославской области - уже по 48,86. Разница в три с лишним рубля, особенно когда заливаешь полный бак, вполне ощутима, - рассказывает автолюбитель из областного центра Дмитрий. 

Это же фактически подтверждает и Fuelprices.ru. Если проанализировать данные сайта, то на Северо-Западе в принципе высокие цены на бензин. Вологодчину по этому показателю опережает Ненецкий автономный округ. Республика Коми на десять копеек опережает Вологодскую область по стоимости АИ-92, зато дизтопливо и 95-й бензин там дешевле. В Санкт-Петербурге, Архангельске и Калининграде дороже АИ-95, в Мурманске - «дизель».

В тему

По данным Росстата, в минувшем году в среднем по стране розничная цена бензина АИ-92 выросла на 8,7% - до 47,11 рубля за литр, АИ-95 на автозаправках подорожал на 8,5% - до 51 рубля за литр, дизтопливо прибавило в цене примерно 11% и превысило 52 рубля за литр. При этом, по информации Центробанка, официальный уровень инфляции в России по итогам 2021 года составил около 8,4%. Получается, что рост стоимости топлива на АЗС оказался даже выше этого показателя. Как отмечают эксперты, такими темпами бензин не дорожал, пожалуй, со времен топливного кризиса 2018 года. 

Ситуация в Вологодской области осложняется отсутствием собственной нефтепереработки. Это, в свою очередь, приводит к необходимости ввозить все виды бензинов и дизельного топлива из Пермского края, Ярославской, Ленинградской, Московской, Нижегородской областей и других регионов. 

Уже не первый год на различных площадках говорится о том, что обуздать цены на бензин в Вологодской области могло бы развитие конкуренции. В базе портала benzin-price.ru содержится информация о 234 автозаправочных станциях на территории области. При этом большая часть из них - 64 АЗС - принадлежит компании «ЛУКОЙЛ». Для сравнения: у «Газпромнефти» сайт насчитал шесть заправок, у компании «Шелл» - 12, у «Энтиком-инвеста» - 20.

Северная надбавка

Ключевой продавец бензина во многом продолжает определять общую ситуацию на топливном рынке региона. Если еще совсем недавно на Вологодчине работала организация «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», то сейчас это уже «ЛУКОЙЛ Северо-Западнефтепродукт». На запрос «Красного Севера» о причинах подорожания бензина в питерском офисе компании отвечать отказались. Зато ситуацию прояснили в региональном УФАС. Как оказалось, несмотря на изменение названия, поставщики топлива на Вологодчину остались прежними. 

- Наиболее значимый розничный продавец автомобильного топлива в Вологодской области - («ЛУКОЙЛ») - осуществляет закупку с нефтеперерабатывающих заводов северных территорий РФ: Коми, Пермского края, Ухты и других. Высокая стоимость закупаемого продукта, оптово-отпускные цены и существенные транспортно-заготовительные издержки связаны с тем, что в данных регионах добыча и переработка сырья значительно затратны, - отметили в УФАС. 

- Действительно, если доставка топлива по железной дороге, допустим, из Ярославля обходится примерно в 1,5-1,7 тысячи рублей за тонну, то из Республики Коми - точно дороже в три-четыре раза, а то и больше. К тому же у РЖД периодически возникает нехватка цистерн для перевозки бензина, - подтверждает Наталья Демидова. 

Экоальтернатива

В условиях непрекращающегося роста цен на бензин, помимо необходимости развития конкуренции на топливном рынке, эксперты все чаще обращают внимание на развитие в регионе личного электротранспорта. В конце прошлого года на Вологодчине насчитывалось порядка ста электромобилей. Казалось бы, немного. Но ведь еще совсем недавно таких авто были единицы. Получается взрывной рост. Более того, за последние буквально пару лет на Вологодчине активно развивается сеть электрозаправочных станций. Существует идея создать ЭЗС на всем пути следования от Москвы и Санкт-Петербурга через Вологду до Великого Устюга, а в перспективе - и до Архангельска. 

- В настоящее время заряжать электромобиль в зависимости от вида станции и тарифа в среднем как минимум в два - четыре раза дешевле, чем заправлять автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Например, затраты на пробег в 100 километров у привычного Hyundai Solaris в зимнее время составляют около 470 рублей, в то время как у похожего электромобиля Nissan LEAF этот же пробег обойдется владельцу менее чем в 200 рублей, - подчеркивает председатель Ассоциации владельцев электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Вологодской области Алексей Логанцов.

Ужесточить контроль

Как отмечают в Вологодском УФАС, в настоящее время на топливном рынке области признаков нарушения антимонопольного законодательства не установлено.

- Сегодня достаточно сложно собрать доказательную базу и привлечь к ответственности поставщиков топлива, поскольку многие из них работают как отдельные юридические лица. При этом действительно еще можно объяснить, почему топливо в соседней Ярославской области, в которой есть своя нефтепереработка, стоит дешевле, чем у нас. А вот Архангельская область расположена еще дальше нас от центра, но и там стоимость бензина зачастую тоже ниже. Сегодня повышение стоимости топлива даже на 20 - 30 копеек приводит к многомиллионным издержкам транспортных компаний, которые занимаются перевозкой продуктов, инертных материалов, мазута, кирпича и других стройматериалов. Единственным выходом для них остается повышение цен на собственные услуги, - подчеркивает председатель Совета Вологодского регионального отделения «Деловой России», депутат ЗСО Владислав Зворыкин. 

В январе федеральные эксперты не исключили, что по итогам нынешнего года розничные цены на бензин могут вырасти еще примерно на пять рублей за литр. 

В этих условиях Правительство РФ рассматривает возможность изменения демпферного механизма, а также увеличение доли бензина и дизтоплива на биржевых торгах. 
В свою очередь, в антимонопольном ведомстве усиливают контроль в регионах за участниками рынка нефтепродуктов. Заседания оперативных штабов будут проводиться еженедельно.

ТЭК Цены Бензин

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: