Волк нашел дом Козы по навигатору

statics/images/arcticles/112023/29112023x09a1780f.jpg
В сокольский школьный театр «Дебют» берут всех желающих.
Фото со страницы театра в соцсети «ВКонтакте»
statics/images/arcticles/112023/29112023xb7b7509a.jpg
Мы одна большая дружная семья, говорят юные актеры.
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/112023/29112023x652ff84b.jpg
Кирилл Соколов ходит в театральный кружок с первого класса.

К 2024 году в каждой школе страны должна быть организована театральная студия. Как меняются зажатые и закомплексованные дети, когда выходят на сцену, рассказали руководители школьных театров. Этот опыт может открыть ребенку дорогу в театральный вуз, но и тем, кто не пойдет по стезе артиста, очень поможет в жизни. Как именно - объясняют педагоги и психологи.

«Они в жизни не пропадут»

В школе № 18 Вологды - репетиция: на современный лад ребята играют сказку про семерых козлят. Попугай в ней отмечает день рождения - гостей собирает на карнавал. Увы, Тетушка Сова приехать не смогла (подхватила ковид), но прислала голосовое сообщение и подарки. На них-то и позарился Серый Волк со своей бандой: нашел по навигатору дом Мамы-Козы и выкрал электрогитару. Страсти на сцене кипели нешуточные, но все закончилось хэппи-эндом: харизматичный улыбчивый волк спел дуэтом с Мамой-Козой, а осел так «жарил» рок, что весь лес слышал.

А дальше, как водится, - поклон, овации, обнимашки, памятные фото и даже автографы. К такому вниманию актеры школьного театра-студии «Калейдоскоп» уже привыкли. Говорят, на их спектаклях зрители и плачут, и смеются. Недаром со своими постановками ребята объездили уже полстраны - были в Москве, Питере, Новгороде, Ярославле. И много раз брали призы на фестивалях всех уровней.

- В школьный театр я попала случайно: моя сестра перед серьезным выступлением заболела, и мне пришлось ее заменить. Я быстро выучила роль, но когда в первый раз вышла на сцену, было страшно - коленки тряслись, адреналин зашкаливал, - вспоминает Мама-Коза - Екатерина Корепина.

Восьмиклассница учится на отлично, поет, играет на фортепиано. Она хочет стать стоматологом, но еще есть время передумать и поступить в театральный. Все успевает и одиннадцатиклассник Кирилл Соколов - готовиться к ЕГЭ театр ему не мешает. Школьник здесь занимается уже 10 лет - с первого класса. Серый Волк и Дед Мороз - его любимые роли.

- Это хобби, которое приносит радость в жизни, - делится Кирилл. - В театре я нашел верных друзей, многому научился, стал раскрепощенным - с девчонками знакомлюсь на раз-два. Коллектив у нас слаженный, мы одна семья. Во всем помогаем друг другу. После школы я собираюсь в питерский горный институт, но театр ни за что не брошу.

- За своих выпускников я спокойна: они в жизни не пропадут, - говорит руководитель «Калейдоскопа» Светлана Лытаева. Сейчас здесь три театральных класса для малышни, есть смешанные, разновозрастные группы, а по субботам в школьный театр приходят все желающие. Репетиции с утра и до вечера - обычное дело.

- На «Вильяма нашего Шекспира» мы пока не замахивались, но репертуар у нас большой. Мы ставили Чуковского, Усачева, Михалкова, Высоцкого, посвящали свои композиции детям войны, жителям блокадного Ленинграда. И всегда зрители принимали нас душевно, а значит, мы достучались до их сердец, - рассказывает Светлана Владиковна. - Текучки в нашей студии нет, напротив, актеров все больше. Все очень активные, легкие на подъем: «Ребята, едем на фестиваль?» - «Едем!» С деньгами на поездки и костюмами помогают родители. А недавно на областном фестивале под Вытегрой за первое место нас наградили акустической установкой - о ней мы давно мечтали. 

Никаких кастингов!

Театр - это праздник, вторит коллеге руководитель театрального объединения «Дебют» сокольской школы № 5 Наталия Горушкина. И этому празднику она отдала уже 20 лет жизни.

- В детстве я посещала театральный кружок, а сейчас вот актерскому мастерству учу школьников, - делится Наталия Сергеевна. - Сценарии и пьесы мы ищем в библиотеках и Интернете, обмениваемся с другими студиями и ежегодно дарим зрителям по три-четыре премьеры. К примеру, на фестивале в «Корабелах Прионежья» второе место занял наш спектакль по пьесе Абрамцевой «Просто серая кошка». Это трогательная история о бездом­ном животном, у которого даже не было имени. К счастью, кошка обрела и дом, и новых хозяев.

Постановки в школе обычно короткие - не больше 20 минут (именно такие требуют организаторы детских форумов), но ребята готовят их долго и тщательно, по два месяца. Сначала они обсуждают пьесу, затем распределяют роли, отыгрывают этюды, а реквизит и декорации мастерят из подручных средств - в ход идут картонные коробки и домашние занавески. Как-то на экологический спектакль школьники шили себе наряды из мешков для мусора, а на представление о детях войны искали в бабушкиных сундуках ситцевые платья. Подключаются и взрослые - однажды в спектакле про Красную Шапочку играла реальная бабушка юной актрисы.

Комментарий

Ольга Коптяева, 
доцент кафедры психологии 
и коррекционной педагогики ВИРО, кандидат психологических наук:

- Школьный театр - это мощный ресурс, дающий возможность ребенку раскрыться в позитивной деятельности, научиться понимать себя и других, получить необходимое внимание сверстников и взрослых. Занятия в театральных студиях и кружках развивают у детей фантазию и воображение, помогают справиться со страхами, придают уверенность в себе, снимают телесные и голосовые зажимы, улучшают пластику движений, тренируют память и внимание, формируют способность управлять своими эмоциями в разных жизненных ситуациях. Кроме того, юные актеры расширяют свой кругозор и словарный запас, учатся дружить, общаться, работать в команде.

- Никаких кастингов: в «Дебют» мы берем всех желающих, никому не отказываем, - говорит Наталия Горушкина. - Талантов у нас много. В этом году наш юный актер взял приз на всероссийском фестивале, не говоря уже об успехах на городских и областных конкурсах. Но победы - это не главное. Важнее, что дети на сцене чувствуют себя как рыба в воде: талантливо играют, смело импровизируют. И, кстати, многие из наших ребят после школы поступают в педагогический. 

Фееричные курсы 

О том, что школьным театрам нужны квалифицированные кадры, всерьез задумались в Вологодском институте развития образования (ВИРО). И в минувшем сентябре собрали 38 педагогов со всей области на первые курсы повышения квалификации. Их слушатели не только изучили теорию, но и много практиковались. В ноябре там выпустили уже вторую группу свежеобученных наставников.

- В первом потоке слушателей у нас были в основном новички - любознательные, пытливые и очень дисциплинированные. Им было интересно буквально все - информацию они впитывали, как губка, - вспоминает преподаватель курсов, экс-руководитель вологодского театра «Подросток» Татьяна Слинкина. - Это был фееричный курс. За пять насыщенных дней педагоги научились составлять учебные программы, посмотрели чужие спектакли и показали свои (в жюри, заметьте, были школьники!), побывали на мастер-классах, играх, тренингах и даже устроили театральный ринг. 

А вот второй, ноябрьский поток собрал уже опытных участников - многие из них руководят школьными театрами больше 20 лет. Преподаватели курсов сначала даже заволновались: а чем еще мы можем их удивить?! Но опасения были напрасными - все прошло на ура.

- Как выяснилось, в школьных театрах трудятся талантливые и увлеченные педагоги. Неудивительно, что они охотно включились в процесс. Видели бы вы, как взрослые маститые наставники репетируют свои отчетные работы: басни, восточные и русские народные сказки, инсценировку стихов! - делится руководитель театральной студии «Острова» школы № 13 Вологды, преподаватель областного колледжа искусств Лариса Афанасьева. - Наши слушатели уезжали довольные: они получили творческую встряску. Мы до сих пор общаемся в общем чате. Они пишут, что скучают и снова хотят на курсы. А мы их консультируем, приглашаем на фестивали и театральные «тусовки» - «пуповина» у нас не обрезана.
 

Образование Школьный театр

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: