Вологда ждет «кружевную» премьеру в свою честь (12+)

После пятилетнего перерыва в Вологде вновь состоится большое культурное событие - музыкальный фестиваль «Кружева». «Красный Север» стал его главным информационным партнером, а его журналисты встретились с художественным руководителем проекта, главным редактором газеты «Музыкальное обозрение» Андреем Устиновым.

Культурный код Вологодчины

1 октября, в Международный день музыки, в Вологде откроется восьмой фестиваль «Кружева». Если позволит эпидемическая ситуация, то концертные мероприятия пройдут «вживую» с соблюдением необходимых ограничений. 

Наша справка

Андрей Устинов - советский и российский музыковед, журналист, музыкальный критик, издатель. Главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение», художественный руководитель и продюсер различных культурных проектов. Ему принадлежит разработка уникальной концепции вологодского музыкального фестиваля «Кружева», органично вписанной в художественно-культурный контекст Вологды.

- Я считаю, что сам фестиваль, его программа, его драматургия и концепция должны быть произведением искусства, - уверен Андрей Устинов. 

Отличительной чертой фестиваля стала регулярная музыкальная премьера: каждый раз для «Кружев» современным композитором пишется новое произведение, которое впервые исполняется в день закрытия. Сейчас в копилке фестиваля уже семь подобных увертюр для самых разных составов - от симфонического и камерного оркестров до трио с оркестром народных инструментов. Это уникальный пример в России, когда город имеет семь (а теперь готовится восьмое!) произведений, посвященных ему в академических музыкальных жанрах и отражающих культурные бренды и символы Вологодчины. 

- Обязательным условием для каждого композитора было использовать в музыкальном материале мелодию боя часов на колокольне Софийского собора, которая уже больше 150 лет каждые 15 минут звучит над Вологдой. Это то, что на слуху и в подсознании всех вологжан, что стало неким общим культурным кодом города. Еще одно обязательное условие - использование в новом произведении старинных народных вологодских песен. Есть идея сделать большой совместный проект и записать их все, обогатив культурный фонд Вологодской области, - поясняет худрук фестиваля.

Автором новой увертюры стал композитор Николай Попов, руководитель Центра электроакустической музыки Московской консерватории, работающий в жанре современного авангарда и в сфере новейшей электроакустической и мультимедийной композиции. В своих произведениях он использует не только классические инструменты, но и электронный саунд в сочетании с видеорядом. Готова ли Вологда к такому?

- Мы не должны представлять публике только то, что привычно. Если ребенка кормить только конфетами, то у него будет диабет. Сейчас часто любят делать концертные программы из так называемой классической «попсы»: это музыка из кино, мультфильмов, попурри из популярной классики. Но должно быть пространство для духовного, творческого роста, зритель должен слышать то, чем живет современная музыка. Не использовать творчество современных композиторов - это моветон с точки зрения мировой концертной практики. А я стараюсь, чтобы фестиваль «Кружева» стал своеобразным музыкальным мостом между прошлым и будущим. Нужно чтить традиции и при этом идти дальше, - отмечает Андрей Алексеевич. 

Приглашаем на танго

В программе нового фестиваля на этот раз большое внимание уделено баяну и аккордеону: в Вологду приедут самые талантливые исполнители из проекта www.баян.ру. Привычные многим представления о баяне как сугубо народном инструменте будут «взорваны» калейдоскопом новых впечатлений.

В 2021 году отмечается 100-летие со дня рождения известного аргентинского композитора Астора Пьяццоллы, подарившего миру знаменитое «Libertango». Поэтому в день открытия фестиваля зрителей приглашают на... танго! Фееричное, жгучее, томное и страстное танго в исполнении «ПЬЯЦЦОЛЛА-STUDIO» Фридриха Липса. Последователи Пьяццоллы подняли престиж танго до уровня академической сцены, открывая тысячам новых зрителей подлинное искусство и драматургию аргентинского танца пастухов. И это стоит услышать!

Еще одна «изюминка» фестиваля - баянист Иосиф Пуриц и его «PURITZ BAND», которые окунут слушателей в самобытный мир еврейской клезмерской музыки. Ну и куда же без знаменитых «Shalom Aleichem» и «7.40»? И плакать, и радоваться, и танцевать - на все найдутся краски и мелодии у маленького еврейского ансамбля!
На контрасте с ними - «ELEGATO TRIO» Айдара Салахова, играющее гремучий сплав татарской фольклорной музыки и джаза. Фолк сейчас становится той самой золотой и пока неизведанной серединой между академической классикой и масскультом. Именно в нем так много нового или хорошо забытого старого, что из него черпаешь, как из живительного источника!

И, наконец, в один из вечеров фестиваля зрителей ждет большой театрально-музыкальный перформанс «Волны»: стихи Бродского и Пастернака, видеоряд в полумраке, музыка классиков и современных композиторов… Что это за волны? Куда они несут? Каждый сам для себя найдет ответ. 

Памяти ушедших

Один из концертов фестиваля «Кружева» посвящен памяти тех, кто в течение многих лет помогал фестивалю жить и дышать. 

Это дизайнер Дмитрий Воронцов, разрабатывавший оформление для первого фестиваля в 2006 году, и дизайнер Марина Зимогляд, на несколько лет ставшая официальным художником фестиваля. 

Это пианистка Ирина Богомолова, хормейстер Сергей Зуев и виолончелист Александр Бузлов, не раз выступавшие в концертных программах «Кружев». 

Это кинорежиссер Дмитрий Конюшенко, который в рамках фестиваля провел «MusicDocFest» и снял документальный фильм «Кому нужна симфоническая музыка?».
И, наконец, бессменный фотограф фестиваля - Алексей Колосов, каждый раз создававший новую концепцию для фотовыставки в рамках проекта. Алексей Колосов много лет проработал фотографом и журналистом в «Красном Севере». 

Еще одна выставка в рамках фестиваля будет открыта в Шаламовском доме: там будут представлены полотна из собрания Вологодской картинной галереи на тему «Музыка в живописи». 

- Фестиваль - это большой дом, в который нужно войти и выйти оттуда немного другим, преображенным. Его нужно прожить: от первых колокольных звонов и хорового концерта в Софийском соборе - через колориты и звуки танго, через все музыкальные волны - к финальному концерту Баха и мировой премьере новой увертюры «Кружева». Надеюсь, что эта встреча станет для всех нас большим музыкальным открытием, - говорит Андрей Устинов.

Музыкальный фестиваль «Кружева»

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: