Вологодские медики выступили против «прессования» врачей

statics/images/arcticles/122019/02122019xade8d11b.jpg
Количество обращений граждан, связанных с врачебными ошибками и ненадлежащим оказанием медицинской помощи, растет год от года, признают в СК РФ.
Фото Валентины Певцовой
На Вологодчине за последние годы было возбуждено несколько резонансных уголовных дел против эскулапов. Растет количество жалоб на медиков в Следственный комитет. В редакцию обратился акушер-гинеколог одного из областных медучреждений. Врач выступил в защиту коллег, которые, по его мнению, в последнее время испытывают настоящую «дискриминацию по профессиональному признаку».

Эскулапов разогнать? 

«Я 14 лет работал врачом родильного отделения, имею высшую категорию, провел более 5 000 родов разной степени сложности. Вы - общество - давали мне грамоты и благодарственные письма, присваивали звания, поэтому считаю возможным высказаться, - пишет доктор (попросивший не называть его имени). - Общеизвестно, что беременность, роды и послеродовой период, выполнение медицинских манипуляций (даже самых, казалось, безопасных) могут сопровождаться осложнениями (порой грозными и трагическими). Все страны мира, в том числе с развитыми системами здравоохранения, ведут эту печальную статистику и предпринимают меры по снижению рисков. У нас же сложилась практика: любое осложнение или трудный клинический случай означает наличие врача-виновника, которого нужно наказать. Считаю, что работу на грани физической возможности (дополнительные дежурства до 8-10 в месяц), низкий социально-экономический статус, постоянная травля в СМИ, юридическое и уголовное преследование человека с высшим медицинским образованием можно назвать дискриминацией по профессиональной принадлежности».
Можно ли всем помочь, всех вылечить, избежать осложнений? Всемогущи ли врачи, чтобы вмешиваться в промысел божий? - спрашивает доктор. И сам отвечает: «Нет. 
А если так, то почему каждое событие, когда результат медицинской услуги не удовлетворил потребителя, становится поводом для жалобы и, как показывает практика, возбуждения уголовного дела в отношении конкретного доктора?» 
Есть у врача вопросы и к людям в погонах. Под этим письмом поставили подписи еще десять вологодских докторов.

«Дела врачей»

Количество обращений граждан, связанных с врачебными ошибками и ненадлежащим оказанием медицинской помощи, растет год от года, признают в СК России. Если в 2012 году в следственные органы поступило 2 100 подобных жалоб, то в 2017 году эта цифра увеличилась почти втрое - до 6 050. Как отметил глава комитета Александр Бастрыкин на недавнем съезде Национальной медицинской палаты, только за шесть месяцев этого года в стране признаны потерпевшими 224 человека, из которых 159 погибли по вине людей в белах халатах.
В областном ведомстве такой статистики не ведут, однако «дела врачей» периодически появляются на страницах газет и новостных лентах в Интернете. Так, в середине октября в Вологде возбудили уголовное дело по факту смерти 35-летней женщины после липосакции. По версии следствия, 26 сентября вологжанка, желая избавиться от лишнего веса, заключила договор с частной клиникой. В тот же день она легла под нож хирурга, а сразу после дорогой операции без наблюдения медиков была выписана домой, где ей и стало плохо. На следующий день женщину увезли на «скорой» в реанимацию, где спустя неделю она скончалась, не приходя в сознание. Как показали исследования, смерть наступила от жировой эмболии (закупорки) сосудов головного мозга и легких. 
Полиция провела проверку, а СКР начал детальное разбирательство. Врачу-хирургу инкриминируется часть 2-я статьи 238 УК («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности для жизни или здоровья потребителя»). Минимальное наказание - штраф от 100 до 500 тысяч рублей, максимальное - лишение свободы на срок до шести лет. 

Дошли до суда

Впрочем, как показывает практика, реальные сроки врачам назначают крайне редко. Буквально на днях в Вологде оправдали анестезиолога-реаниматолога из детской областной больницы, где в 2017 году умер пятилетний ребенок.
Девочку с пневмонией привезли в стационар 10 февраля, но прожила она меньше суток. Состояние малышки катастрофически ухудшилось: детский организм не справился с острой дыхательной и сердечной недостаточностью. Помощь ребенку была запоздалой и неполной, а действия врача - непрофессиональными, по крайней мере, такой вывод сделали архангельские эксперты. И в октябре прошлого года анестезиолог-реаниматолог был признан виновным в причинении смерти по неосторожности. Городской суд приговорил его к двум годам колонии-поселения и запретил лечить людей в ближайшие два с половиной года.

Заголовок блока

Николай Соколов, президент Вологодской областной Ассоциации врачей: 
- В последнее время резко обострилась ситуация в лечебных учреждениях области. На врачей заведено 21 уголовное дело якобы за ненадлежащее оказание медицинской помощи. При этом укомплектованность врачебными кадрами недостаточна. Миллион 174 тысячи жителей региона обслуживают всего 3 485 докторов. Они практически не бывают дома, проводя жизнь на работе и дежурствах. При этом в СМИ появляется все больше негативной информации о медработниках, порой с недоверием к ним относятся и люди. Нагнетают обстановку правоохранительные органы, прокуратура, суды. Только на докторов роддома Вологды заведено пять уголовных дел. Врачи не знают, что делать, боятся принимать роды, оперировать пациентов. Многие медики уже готовы написать заявление на увольнение или отказаться от работы сверх нормы. В ближайшее время защиту врачей мы намерены обсудить в областной Общественной палате и совместными усилиями решать этот вопрос. 

Осужденный с этим не согласился и обжаловал приговор. Повторную экспертизу провели в Новгороде, правда, в этот раз специалисты не нашли причинно-следственной связи между действиями врача и смертью ребенка. В итоге областной суд отпустил реаниматолога на свободу, признав за ним право на реабилитацию.
Не понес наказания и 31-летний рентгенолог из Сямженской ЦРБ, где два года назад пациентка скончалась от анафилактического шока. Женщина жаловалась на боли в спине и пришла к доктору на урографию - рентген почек и мочевыводящих путей с введением контрастного вещества. Как выяснили следователи, у больной была аллергия на конкретные лекарства, о чем она и рассказала рентгенологу. Во время введения препарата женщина начала кашлять, но доктора это не остановило: он довел процедуру до конца и ушел, оставив пациентку без контроля. А когда больной стало сов­сем плохо, врач, вместо того чтобы принять экстренные меры и вколоть ей адреналин, вызвал терапевта, даже не предупредив его об аллергии, а сам занялся своими делами. 
В суде рентгенолог утверждал, что он ни в чем не виноват, хотя две экспертизы (основная и дополнительная) подтвердили обратное. Правда, пока они проводились, срок давности привлечения к уголовной ответственности истек, и врач вернулся в районную больницу, рассказали «КС» в региональном управлении Следственного комитета. 
Символическим штрафом отделался и хирург горбольницы в Вологде, где по вине врачей обгорели ноги у 25-летней девушки. Она попала на операционный стол летом 2018 года. Операция по удалению камней прошла успешно, правда, после наркоза у вологжанки появились сильные ожоги на задней поверхности бедер. 
Повреждения были серьезные, как выяснилось, их причинил электрохирургический аппарат. По словам врачей, высокочастотный прибор замкнуло, и его отправили на проверку. А вот жалобы больной медики поначалу проигнорировали. Когда в СМИ и соцсетях поднялся шум, было возбуждено уголовное дело. Суд оштрафовал врача на 10 тысяч рублей, а вологжанка еще долго ездила в Череповец в ожоговый центр на пересадки кожи.
Пострадала и девятилетняя девочка в областном центре. Вместе с мамой она пришла в частную стоматологию, чтобы удалить два молочных зуба. За это взялся 39-летний врач, не имевший хирургической специальности. В итоге доктор перепутал и вырвал школьнице здоровые коренные зубы, отчего, по заключению экспертов, она частично утратила жевательную функцию. 
В ходе следствия обвиняемый признал свою вину. Суд назначил ему 300 часов обязательных работ и на год лишил права заниматься стоматологической деятельностью.
- Мы возбуждаем уголовные дела, чтобы установить истину, а не преследовать конкретного врача, - подчеркнул председатель СКР Александр Бастрыкин на медицинском форуме в Москве. - При отсутствии состава преступления большое количество таких дел прекращается. Это подтверждает статистика: в 2017 году в стране более чем из шеститысячного потока жалоб было возбуждено 1 791 уголовное дело, в суд направлено 175, оправданы восемь медиков. В 2018 году из 2 229 возбужденных дел до суда дошло 265, невиновным признан 21 человек. В первом полугодии текущего года открыто 1 227 дел, 158 направлено в суд, оправданы 12 медработников.
Как подчеркнул руководитель СКР, для всестороннего и объективного расследования нужно совершенствовать взаимодействие по подготовке нормативных актов, регламентирующих правила и стандарты оказания медпомощи, а также использовать все возможности судебно-медицинской экспертизы. При этом ряд мер в ведомстве уже принят: в частности, экспертиза по уголовным делам сейчас проводится в независимом регионе, а не в том, где случилось ЧП. Кроме того, Александр Бастрыкин поддержал идею закрепить понятие «врачебная ошибка» в новом законопроекте, который готовится по инициативе медицинского сообщества. 
Следственный комитет не может не реагировать на обращения граждан о нанесенном вреде их здоровью или смерти их родственников от действий медработников. Закон не только дает нам право, но и накладывает обязанность устанавливать все обстоятельства подобных человеческих трагедий, отмечают в СКР.
Здравоохранение

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: