Вологжанин в Арктике еле спасся от голодного белого медведя

statics/images/arcticles/122017/06122017x0ae799c1.jpg
Вологжанин Михаил Кутюмов.
statics/images/arcticles/122017/06122017xec6cee11.jpg
Крейсерская яхта «Аврора» во время экспедиции на остров Виктория.
statics/images/arcticles/122017/06122017x049875fa.jpg
Лагерь расположился на узкой полосе открытого грунта.
Фото из архива Михаила Кутюмова
Уникальная экспедиция по водам Северного Ледовитого океана обсуждалась недавно на радиолюбительских форумах и в новостных лентах. Но далеко не все знают, что ее работе мешали... белые медведи и моржи. Об этом вспоминает один из участников похода - Михаил Кутюмов из Вологды.
На земном шаре более тысячи островов. До нашей экспедиции не радио-открытых из-за труднодоступности было 43. Теперь стало на один меньше.
Готовились мы более года. Получили лицензию Минсвязи РФ на работу с острова и международный позывной «RI1F»; оформили у погранслужбы коллективные и индивидуальные пропуски: разрешение ФСБ на многократное пересечение государственной границы.
Команда состояла из 13 мужчин, имеющих опыт полярных путешествий, зимовок в Арктике и Антарктике. Руководил экспедицией мой старый приятель Игорь Знаменский. 
29 сентября этого года экспедиция стартовала из Мурманска на океанской крейсерской яхте «Аврора». От Мурманска до острова Виктория - 1300 километров. Было холодно, безлюдно, только чайки, гаги, дельфины, моржи да нескольких военных и рыболовецких судов встретились нам на пути. На остров прибыли точно по плану, в ночь на 3 октября.
Во времена СССР на Виктории была полярная метеостанция и стояла рота ПВО, но с 1994 года местные звери напрочь забыли, как выглядит человек. На территории два на пять километров живут только белые медведи и моржи. Они тут же собрались к месту нашей выгрузки и плавали рядом, в 10-15 метрах. Наиболее любопытные подбирались и ближе. Мы пугали их криками, пускали сигнальные ракеты, но любопытство животных брало верх. Капитан отпугивал, проезжая на лодке перед самыми их мордами. Тогда вожак стада моржей вдруг выскочил и ударил бивнями в лодку. Бух - две дыры с ладонь! Волны перекатывались через голову, вода заливалась в лодку. Сухой одежды на нас после такой высадки не было. В сумерках поставили палатку, ближе к полуночи запустили тепловую пушку на солярке. Установили антенну и запустили эфир. Лагерь расположился на узкой полосе открытого грунта. Остальную часть территории занимал ледник высотой до 150 метров. От него периодически откалывались и уплывали в океан небольшие айсберги. В центре лагеря - огромная желтая палатка, вокруг пять антенн, одна для работы с отражением от Луны. По периметру территории установили 
сигнализацию. 
Утром я выносил из палатки мусор и поджег в пустой бочке упаковку от оборудования. Когда вернулся, у бочки стоял белый медведь! Убегать от него - смертельный номер. Крикнул коллегам, что медведь у входа. Заряженное ружье стояло рядом, за стенкой. 
С ним мгновенно вылетел наружу сидевший на вахте Игорь Знаменский, выстрелил сигнальной ракетой перед медвежьей мордой. Эффект вышел забавный. Мишка подошел к горящей ракете и с детским восторгом начал ее рассматривать. Когда она потухла, с таким же выражением уставился на нас. Совещание было коротким: «Давай дробью!» Получив по попе, зверюга зло, но медленно, с достоинством стал удаляться. Нашу экспедицию в радиоэфире ждали, за нас переживали. Ведь до Виктории вряд ли кто еще сможет добраться в ближайшие 10-20 лет. Для радиолюбителей это возможность пополнить свою коллекцию карточками-подтверждениями из уникальных географических точек. Выходы в эфир с необитаемых, труднодоступных и удаленных островов - это всегда событие. Оно отразилось на радиолюбительских форумах почти всех стран мира. Было установлено чуть менее 13 тысяч связей со всеми континентами Земли. Условием радиооткрытия острова является тысяча радиосвязей.
Но радость от работы в эфире перемежалась с тревогой: исконные хозяева острова становились все агрессивнее. В последнюю ночь «умки» заявлялись в лагерь восемь раз. Звери перестали бояться огня, выстрелов, ударов кувалдой по цистерне. И мы решили сворачиваться и уезжать. Последний день заняла погрузка на яхту. Мешали сильный прибой и сопровождавшие весь процесс моржи.
В день отплыва начался ледостав. Около пяти часов яхта вспарывала корпусом молодой «блинчатый» лед. Мы вовремя унесли ноги, удачно вычислив время возможного «взятия» острова.
Для нас это была привычная мужская работа и достигнутая цель - последний европейский остров радио-открыт российскими спорт­сменами. Да, возможно, мы чокнутые, но относимся к далеким обледеневшим островам как к драгоценным камням.
Записала Елена АГЕНТОВА, Вологда
Читатель - газета

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: