Вологжанка объявила войну сетевому беспределу
«То, что творится в нашем магазине, - полный беспредел, - с такими словами пришла в редакцию продавец-кассир одного из сетевых магазинов. - На людей навешивают непрофильные обязанности, а зарплату выдают неликвидными товарами и спиртным». Многие работники увольняются, а вот Вера решила побороться за свои права.
«Мы даже не знаем, где бухгалтерия»
Вологжанка Вера Лебедева (имя и фамилия изменены в соответствии с ФЗ «О СМИ») за два года сменила три сетевых магазина, и везде, говорит, картина была одна: непомерные требования к сотрудникам на фоне весьма скромных зарплат.
В сетевом продуктовом, где она сейчас работает, менеджер поначалу обещал хорошие условия труда, дружную команду и приличную зарплату - 43 тысячи в месяц. И Вера без раздумий согласилась.
- В конце марта я вышла на работу, и тут меня ждал первый «сюрприз» - вместо трудового договора мне подсунули чистый бланк. Я его подписывать не стала - зачем мне «кот в мешке»? - делится вологжанка. - Лишь спустя полгода мы с мамой все же отыскали кадровую службу (оказалось, она в другом городе), и оттуда, наконец, прислали нужный документ.
В нем было все прописано: и график, и обязанности, и оплата труда.
Впрочем, и то, и другое, и третье на бумаге не совпадало с реальной действительностью, говорит Вера. К примеру, график 2/2 (две 12-часовые смены, потом два выходных) зачастую менялся на 3/2. Обед вместо часа длился 10 минут, причем нередко перекусить удавалось лишь в 16-17 часов. Ну, а к продаже товаров добавилось еще мытье полов. Но зарплата сначала радовала: за май (15 смен) девушка получила 35 тысяч рублей, за июнь (16 смен) - 37 тысяч. А дальше началась полная неразбериха.
- Работала я так же добросовестно - по 15-16 смен без опозданий и прогулов, однако выплаты резко пошли на убыль: за июль мне заплатили 8,7 тысячи рублей, за август - порядка 20 тысяч, за сентябрь - 2 000 плюс аванс - 3 000, за октябрь -14. Еще четыре тысячи перевели за две недели отпуска, причем по его окончании, - сетует Вера. - Зарплата в нашем магазине состоит из трех частей: аванс, выплаты за отработанные часы (40 рублей за час или 480 за смену) и премии. Так вот, то аванса, то премии меня постоянно лишали. Да еще и списывали с основных выплат: в июле у меня вычли 26 тысяч, в августе - 24. Откуда взялись эти цифры, за что я наказана?! Ничего подобного в трудовом договоре не значится, а до бухгалтерии не достучаться - мы даже не знаем, где она.
«Ручной ящер» вместо денег
Свои порядки, объясняет Вера, в магазине завел супервайзер - он курирует несколько торговых точек. И он же устанавливает план: продать в месяц энное количество товара (со сроком годности продуктов это никак не связано). Если план выполнен, работника премируют, а если нет, то непроданный товар делят на всех продавцов, вычитая его стоимость из зарплаты. К примеру, в октябре Вера стала «счастливой» обладательницей больших упаковок чая и кофе, нескольких шоколадок и вафельных батончиков, четырех бутылок водки, пива, сигарет, двух мешков угля и жидкости для розжига, настольной игры, детской китайской машинки, а также конструктора «Ручной ящер» со светящимися деталями.
Более того, по словам Веры, в магазине практикуются вычеты за украденный товар и штрафы за малейшие «провинности».
- Работников у нас не хватает: на весь торговый зал - два продавца и администратор (если он не на выходном). И всю смену - 12 часов (а по сути, 13) - мы скачем по залу: моем витрины и полки, выкладываем товар, пробиваем чеки, консультируем. И регулярно получаем штрафы: за очередь у кассы из шести человек (а видеокамеры все пишут) штрафуют на 1 000 рублей, за телефон в руках - тоже, а присядешь на стул, когда нет покупателей, из зарплаты вычтут 3 000, - рассказывает девушка. - На охраннике сеть тоже экономит, поэтому кражи у нас не редкость - то спиртное украдут, то конфеты. Все эти недостачи покрывают также за наш счет - якобы мы недосмотрели. Многих воров позднее находят, и они возмещают ущерб, но магазину, а не нам, продавцам. Неудивительно, что персонал отсюда бежит - как-то разом уволились шесть человек.
Уйти хотела и Вера - летом написала заявление. Но ее убедили остаться - мол, все вопросы решим. Увы, но дальше обещаний дело не пошло. Когда терпение девушки лопнуло, она обратилась сразу в несколько инстанций, включая трудовую инспекцию. Там жалобу перенаправили в головной офис фирмы, в Москву. Ответ пришел: работодателю чиновники посоветовали соблюдать законы, а вологжанке - обратиться в суд. Она так и сделала. Девушка просит взыскать с компании недоплаченные ей 70 тысяч рублей, а также денежную компенсацию за задержку выплат (5,6 тысячи) и компенсацию морального вреда. Его Вера оценила в 40 тысяч рублей.
- В конце октября, когда меня в очередной раз «кинули», мой организм не выдержал - от сильнейшего стресса я попала на больничный. Мне стало плохо: я задыхалась, ноги отказывали, меня колотила крупная дрожь, - вспоминает Вера. - Я устала от обмана и вечной нервотрепки - работать здесь больше не буду, уволюсь. Но сначала дождусь решения суда, надеюсь, для компании он станет хорошим уроком.
За забором очередь не стоит
Нехватку персонала в торговых точках в последнее время отмечают многие вологжане. Практически в каждом сетевом магазине на самом видном месте висят объявления: «Требуются продавцы».
История, рассказанная Верой Лебедевой, - не исключительный случай. Подобными жалобами делятся многие продавцы в соцсетях.
Комментарий
Евгений Власов,
врио руководителя Государственной
инспекции труда в Вологодской области:
- В прошлом году к нам поступило порядка 2 500 обращений граждан, из них каждое пятое - на невыплату зарплаты. Чаще люди жаловались на магазины федеральных торговых сетей, реже - региональных. Самые распространенные обращения: «Отработал, но не заплатили» и «Лишили премии после ревизии». Сначала мы предлагаем организациям самостоятельно устранить нарушения законодательства, а если это не сработало, проводим проверку. Но есть нюанс: прокуратура ее согласует лишь при массовых обращениях, то есть на невыплату зарплаты должны пожаловаться 10 процентов сотрудников. В ходе проверки мы общаемся с работниками и работодателями, уточняем информацию, запрашиваем платежные документы. Нарушителей ждет административный штраф - от 1 000 до 5 000 для индивидуальных предпринимателей, от 10 до 20 тысяч рублей для должностных лиц, от 30 до 50 - для юридических. Кроме того, если дело дойдет до суда, наши инспекторы помогают гражданам составить исковые заявления.
- В областной центр я переехала с севера, устроилась в известную торговую сеть. Обещали, что буду работать сменами два через два. На деле же еще два-три раза в месяц надо выйти в чужую смену забесплатно, - рассказывают коллеги Веры. - По магазину за день пройдет человек 400, а вечером мы сами моем пол - на севере такого не было. Все прикрывается мотивацией к заработку. Или это уловки руководства, чтобы меньше нам платить?
В целом сейчас в регионе требуется 830 кассиров, что на 5% больше, чем в начале осени. При этом уровень конкуренции за рабочие места весьма низкий - один соискатель на вакансию. Это значит, что в торговой сфере сложился кадровый дефицит, ведь норма для рынка труда составляет пять-шесть человек на одно свободное рабочее место, рассказала «КС» Мария Бузунова, руководитель пресс-службы hh.ru СЗФО.
Работников торговых залов, по ее словам, в регионе тоже не хватает: сейчас в сервисе значится более 150 новых вакансий (это больше, чем осенью, на 14%), однако граждане трудоустраиваться не спешат. Также в торговле востребованы кладовщики (более 110 вакансий за последнее время), курьеры, упаковщики, грузчики, администраторы залов и разнорабочие. Но, увы, на все эти позиции отклик небольшой. Исключение составляют лишь профессии охранника и мерчандайзера - в данном случае на одну вакансию могут откликнуться более четырех человек.
Сейчас предлагаемые в торговле зарплаты находятся на уровне 36 тысяч рублей - с начала года в регионе они выросли на 6 000. Но соискатели, как правило, хотят получать не менее 43 тысяч - за год их запросы тоже увеличились (+10 000 рублей). Таким образом, зарплатный разрыв в этой сфере уже превышает 7 000 рублей, делится hh.ru.
Мы связались по телефону с представителем одной из федеральных торговых сетей, где сейчас набирают сотрудников. Молодой человек рассказал, что план на Вологодчине ставится лояльный, и большинство продавцов, даже новеньких, с ним справляются: кто-то - по минимуму (на 80%), а кто-то по максимуму - на все 100. Системы штрафов в сети, по словам мужчины, нет, есть только депремирование. Оно грозит нерадивым работникам - тем, кто «точит лясы» по телефону и «постоянно курит» вместо того, чтобы торговать. «Со всеми нюансами мы знакомим персонал под роспись», - подчеркивает представитель. В мытье торговых залов он не видит ничего страшного (протереть шваброй пол - какая проблема?!), а выдачу продуктов в счет зарплаты отрицает: мол, это от обиды говорят, скорее всего, уже уволенные работники.
- Нарушений в этой истории еще много, - говорит юрист Алексей Антуфьев. - В частности, мытье полов в функционал продавца-кассира не входит. Отпускные, по закону, выдаются до начала отпуска, а не после него и высчитываются по среднему заработку, а не по прихоти руководства. График работы должен соответствовать договору. Словом, у этой истории - хорошие перспективы в суде, если ее подтвердить документами и показаниями свидетелей. В моей практике такие иски к магазинам были, и эти дела мы выигрывали.
Полезно знать
Вологодский юрист Алексей Антуфьев рассказал, какие уловки у работодателей из сетевых магазинов наиболее часты.
• Штрафы
Штрафовать работников незаконно, даже если в организации принято положение о штрафах или издан соответствующий приказ. Многие управленцы это знают, поэтому выбирают другую формулировку - депремировать. Ведь премия - это поощрение работника, а когда и за что его поощрять, решает каждая конкретная организация. Недаром в локальном акте обычно указывается, что премия выплачивается по усмотрению руководства и при наличии свободных денежных средств.
• Урезание зарплаты за невыполнение плана
Вот это сделать закон позволяет, но только в том случае, если план продаж (он должен быть реальным) доведен до сотрудников в письменной форме под роспись. А вот оклад, прописанный в договоре за отработанные часы, нельзя ни резать, ни «кроить» - работник должен получить его в полном объеме.
• Вычеты за материальный ущерб без инвентаризации
Вычесть материальный ущерб из зарплаты (к примеру, за украденный товар), по словам юриста, можно лишь при нескольких условиях.
Во-первых, если с работником (продавцом, кассиром) заключен договор о полной материальной ответственности. Во-вторых, если в его должностные обязанности входит обеспечение сохранности товара в торговом зале. И в-третьих, если работник принимал этот товар под роспись и участвовал в инвентаризации по выявлению недостачи - и не после увольнения,а в процессе работы.
• Плата натурой
Что до продуктов, то выдавать их в счет заработка без согласия работника категорически запрещено. А если у них вышел срок годности - и говорить нечего: по закону, вся просрочка должна быть списана.
• Медосмотры за свой счет
Нередко работодатель требует, чтобы работники за свой счет проходили медосмотр, и это тоже нарушение.
Комментарии (0)