Возобновляется продажа билетов в плацкартные и общие вагоны

statics/images/arcticles/112017/15112017x44df7414.jpg
Цены на плацкартные билеты регулирует ФАС, а ценообразование на путешествия в купе зависит в основном от самого перевозчика.
Фото Сергея Юрова
С 17 ноября возобновляется продажа билетов в плацкартные и общие вагоны поездов дальнего следования на январь 2018 года. Соответствующую информацию распространила Федеральная пассажирская компания, дочерняя структура ОАО «РЖД».
Напомним, что год назад железнодорожники увеличили «глубину» продажи билетов с 45 до 60 суток, но в начале ноября фактически вернулись к прежним временным рамкам. РЖД приостановили продажу билетов на поезда с датой отправления после 1 января 2018-го. В «Ростуризме» тут же заявили, что это может привести к срыву массовых детских поездок в дни новогодних каникул. Теперь проблема вроде бы устранена, но вопросы остались.
Главный из них - какой будет стоимость билетов в наступающем году. Отметим, что тарифы на проезд в купейных вагонах устанавливают сами железнодорожники, в плацкартных и общих - Федеральная антимонопольная служба по согласованию с Минтрансом и Минэкономразвития. Но все обоснования для этого опять-таки готовят в РЖД.
Тарифы на проезд индексируются в начале каждого года уже много лет подряд. В итоге стоимость билетов в российских поездах практически сравнялась с ценами европейских перевозчиков, не говоря уже про Украину или Белоруссию - во внутреннем сообщении этих стран проезд значительно дешевле в переводе на российские деньги. Для вологодских же пассажиров тарифная тема еще более актуальна - большинство поездов, следующих по территории нашей области в осенне-зимний период, являются фирменными, с повышающим коэффициентом на билеты.
В конце октября, формируя тарифные планы на 2018 год, РЖД предложили вновь повысить тарифы в пассажирских и общих вагонах на 3,9%. В свою очередь, ФАС выступила с обратной инициативой о снижении цены на 10%, мотивируя это тем, что рост реальных доходов граждан пока отстает от запросов железнодорожников.

В тему

Компромиссное решение о «заморозке» тарифов на 2018 год федеральная антимонопольная служба подкрепила предписанием в адрес РЖД. Железнодорожникам велено ввести помаршрутный учет внутренних расходов и добиться их снижения с одновременным повышением качества услуг для пассажиров. Будет еще раз детально проанализирована и средняя заполняемость плацкартных вагонов. 
По данным ФАС, несколько последних лет она стабильно снижается и составляет сейчас около 74%. В этих условиях любое новое повышение тарифов на плацкарт экономически нецелесообразно. 

На момент подготовки материала официальной информации о стоимости билетов в плацкарт и общие вагоны на 2018 год еще не было, но и в ФАС, и в РЖД дают понять, что достигли компромисса - тарифы останутся на уровне текущего года. При этом «заморозка» коснется лишь базовой ставки - из-за действующего на железной дороге графика гибкого регулирования цен стоимость проезда как в плацкарте, так и в купе будет существенно меняться в зависимости от календарной даты. Самые дорогие билеты снова будут летом, в дни новогодних зимних каникул и в праздники, самые дешевые - в осеннее и зимнее межсезонье.
Есть и другой актуальный вопрос - о прозрачности формирования тарифов. Необходимость их индексации железнодорожники из года в год мотивируют двумя основными факторами - модернизацией подвижного состава и убыточностью пассажирских перевозок. С первым трудно не согласиться - за последнее время парк вагонов (по крайней мере, на СЖД) существенно обновился - большинство из них стали с кондиционерами и биотуалетами, дополнительными электрическими розетками. 
А вот второй фактор изначально спорен. Мало того, что в РЖД давно отказались от перекрестного субсидирования (когда разница за проезд в пассажирских вагонах компенсировалась прибылью от грузовых перевозок), так еще и выделили самые «денежные» поезда в эксплуатацию другим дочерним структурам, в том числе ООО «Аэроэкспресс». И на бумаге у той же Федеральной пассажирской компании теперь чуть ли не всегда сплошные убытки. А значит, можно снова и снова претендовать на госсубсидии, которые в конечном счете оплачиваются из кармана пассажиров.
Максим ВОЛОДИН
РЖД

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: