Впервые безопасность на дорогах будет отслеживать дрон

statics/images/arcticles/062023/14062023x59341149.jpg
В конце июня в небо над вологодскими трассами впервые взмоет беспилотник. Сверху он заметит все - и выезд на встречку или обочину, и пересечение сплошной.
Фото Игоря Аксеновского

За порядком на дорогах теперь будет следить беспилотник, а сообщить о нетрезвых водителях и автохамах вологжане смогут в специальный чат-бот. И это лишь малая часть дополнительных мер, разработанных по поручению Олега Кувшинникова для снижения аварийности на дорогах. Это задача особой важности, отметил губернатор на недавнем совещании в Вологде. Он привел печальные цифры: с начала года, по данным на 5 июня, на дорогах области погибло 46 человек, а в прошлом году аварии унесли 125 человеческих жизней.

Не уверен - не обгоняй

Лето - горячая пора для сотрудников ГИБДД: транспорта становится больше. На дороги выезжают дачники, туристы, мотоциклисты, самокатчики, велосипедисты. Только в мае на Вологодчине произошло 153 ДТП, в которых 13 человек погибли, еще 184 - были ранены. Трагедий можно было бы избежать, если бы все участники движения соблюдали ПДД, но, увы, автомобилисты по-прежнему садятся за руль подшофе, лихачат, совершают опасные маневры и отвлекаются на телефонные звонки.

- Можно сколько угодно средств выделять на дорожную безопасность, но это ничего не даст, если граждане не усилят самодисциплину, - подчеркнул на оперативке в правительстве области Олег Кувшинников. - Чем лучше у нас становятся дороги, тем больше происходит аварий. Повсеместно мы фиксируем нарушения правил - водители игнорируют дорожные знаки, пересекают двойную сплошную, превышают скорость, выезжают на встречную полосу, не пристегиваются ремнями. А пешеходы, переходя улицу, даже не поднимают глаз от смартфонов.

Это подтверждает и печальная статистика. В 2021 году, по данным областной Госавтоинспекции, на Вологодчине зарегистрировано 1340 ДТП, в которых 109 человек погибло и 1 786 - получило различные травмы. В прошлом году в 1 315 авариях пострадало 1 735 человек, а еще 125 - лишилось жизни. В их числе - 60 водителей, 41 пассажир, 20 пешеходов и четыре велосипедиста. При этом главными причинами ЧП остаются несоответствие скорости конкретным дорожным условиям, нарушение правил проезда перекрестков и пешеходных переходов. По видам аварий лидируют столкновения транспортных средств, наезды на пешеходов и съезды с дороги.

Есть на трассах области и «проклятые» места, где чаще всего бьются машины. В 2021 году было отмечено 23 таких участка, в 2022 - 15. Из них девять мест концентрации ДТП находится в Вологде, четыре - в Череповце, по одному - на федеральных и региональных трассах. Недавно опасный участок дороги А-114 Вологда - Тихвин Р21 «Кола» в Шекснинском районе в очередной раз освятил местный батюшка, помолившись заодно о просветлении умов всех участников дорожного движения. «Это не поможет, пока водитель не будет соблюдать скоростной режим», «Гонят под 200 км, тут хоть заосвящайся!», «Чем ровнее трасса, тем больше бьются - как на кладбище торопятся», - тут же откликнулись пользователи соцсетей.

Госавтоинспекторы с этим согласны. В прошлом году они «тормознули» 127 водителей, которые, по данным видеокамер, сильно превысили скорость. Большинство лихачей мчались по той же федеральной трассе «Кола» и оказались жителями Ленинградской области. В этом году остановлены уже около 60 «стритрейсеров», а рекорд со знаком минус был побит в Устюженском округе: там владелец БМВ несся со скоростью 228 км/ч. 

О причинах такой спешки автомобилисты, как правило, не говорят, ссылаясь на 51-ю статью Конституции - не хотят свидетельствовать против себя. Правда, этой весной один из нарушителей, разогнавшись до 167 км/ч, признался, что торопился, поскольку «рожала его собака». С каждым из этих «гонщиков» инспекторы серьезно побеседовали, а позднее владельцы авто получили «письма счастья» с солидной суммой штрафа.

По итогам 2022 года в ГИБДД даже составили социальный портрет виновника аварии с тяжкими последствиями. На федеральных трассах им стал мужчина 35 - 45 лет с водительским стажем от 10 до 20 лет, управляющий иномаркой и проживающий в Вологде или Череповце. Типичный нарушитель на региональных дорогах - это водитель отечественного авто в возрасте 30 - 40 или 60 - 70 лет, зачастую без прав (30%) либо имеющий стаж вождения до 10 лет (54%) и проживающий в районе совершения ДТП.

Посмотри по сторонам

Для снижения аварийности на Вологодчине делается немало: приводятся в порядок трассы, меняются схемы движения, устанавливаются умные пешеходные переходы, а Госавтоинспекция ежегодно проводит различные акции и проекты. Один из них - «По своей полосе» - был реализован в 2022 году. О бдительности автомобилистам напомнили не только главы местных администраций, но и медийные персоны. В их числе - народный артист Дмитрий Харатьян, заслуженный артист Святослав Ещенко, а также известный лыжник, олимпийский чемпион и наш земляк Денис Спицов. Этой зимой к ним присоединился знаменитый путешественник Федор Конюхов. В Череповце в рамках проекта «Безопасные дороги Вологодчины» он призвал участников движения быть внимательней. В целом же первый этап проекта включил в себя свыше 500 рейдов, акций и флешмобов. И это не считая профилактических мероприятий Госавтоинспекции, которые уже стали традицией в регионе. Пример - «Неделя дорожной безопасности», «Пешеход. Пешеходный переход», «Нетрезвый водитель», «СТОП нарушитель!», «Ремень безопасности», «Автобус».
Помимо этого, на Вологодчине уже разработан комплекс дополнительных мер - они финансируются из областного бюджета. 

В частности, в этом году в регионе сверх плана обустроят 15 километров тротуаров, смонтируют 30 километров линий освещения вдоль дорог. На трассах появятся 200 новых информационных щитов, а перед поворотами - свыше 1 800 дорожных знаков (шевронов) и шумовых полос. Места для них уже согласованы с ГИБДД, работа активно ведется, доложил в правительстве области заместитель губернатора Антон Стрижов.

На сложных участках трасс будет установлено 100 новых видеокамер в антивандальных боксах (цена вопроса - свыше 50 миллионов рублей). Их эффективность в Госавтоинспекции подтверждают. Так, в 2021 году, когда в регионе работало 176 комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД (стационарных, передвижных и мобильных), по фото- и видеоматериалам владельцы авто получили 1,2 миллиона (!) постановлений о привлечении к административной ответственности. В 2022 году количество комплексов увеличилось до 196, а «писем счастья» - до 1,3 миллиона. За пять месяцев этого года «попали на камеру» уже свыше 300 тысяч нарушений - допустивших их водителей тоже ждет штраф.

В конце июня в небо над вологодскими трассами впервые взмоет беспилотник. Сверху он заметит все - и выезд на встречку или обочину, и пересечение сплошной - и тут же передаст эти сведения наряду ДПС, дежурящему неподалеку. Информацию о «водятлах», особенно нетрезвых, можно будет подать и в анонимный чат-бот в «Телеграме» - он уже разработан, протестирован и скоро будет запущен в работу. Кроме того, до конца года на Вологодчине планируется максимально обезопасить пешеходные переходы. Для этого у зебр установят дополнительные фонари и надписи «Подними глаза - посмотри по сторонам». А специальные таблички напомнят, как правильно переходить дорогу.

Более того, областные власти намерены внедрить бренд «Вологодчина - территория безопасного вождения». Логотипы будут размещать на АЗС, придорожных щитах и плакатах, а населению - выдавать наклейки на машины с соответствующим хештегом. Еще одна задача - побудить граждан носить световозвращающие элементы. Для этого их планируется завезти даже в дальние сельские магазины. Информация об аварийно-опасных участках трасс и участках ремонтов будет оперативно заноситься в онлайн-карты. 


Необычные решения для снижения аварийности 

• «Коридор нулевой смертности» в Индии. Система включает в себя указатели и дополнительную дорожную разметку, ограждения, не позволяющие пешеходам выходить на проезжую часть, а также «тактильные краевые линии», создающие громкий звук в кабине автомобиля, если на них наехать.

• Продольная и поперечная шумовая (вибрирующая) разметка. Она используется во многих странах Европы, предупреждая водителя о приближении или пересечении опасного участка, а также о случайном уходе авто с полосы.

• Светящаяся люминесцентная разметка. Заряжаясь солнечной энергией, она меняет цвет, тем самым информируя автомобилистов, к примеру, об обледенении дорожного полотна.

• Активная искусственная неровность (Actibump). Взаимодействует с радиолокационным блоком, который заранее определяет скорость движущегося транспорта. Если водитель лихачит, в асфальте открывается специальная заглушка, образовывая небольшое углубление. Это создает дискомфорт и заставляет человека за рулем сбавить газ. При этом технология безопасна: машину лишь немного встряхивает, а на транспорт экстренных служб ее действие не распространяется.

• В Израиле категорически запрещены телефонные разговоры за рулем. Там в ПДД четко описана поза водителя: взгляд на дорогу, руки на руле. Снять правую руку можно лишь для переключения передач. Разовое нарушение этих правил - штраф, а троекратное - лишение прав, сообщает mir24.tv.

• В Британии водителям за рулем нельзя курить и есть. Некоего голландца, который вел фуру по дорогам Северного Уэльса, приговорили к восьми неделям тюрьмы за то, что он крутил баранку и одновременно ел макароны. Отследил голодного нарушителя полицейский вертолет, делится rg.ru.

 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: