Алкоголю указали на место

Все муниципальные образования области приняли нормативно-правовые акты, определяющие минимальные расстояния от детских, лечебных и учебных учреждений, а также вокзалов, рынков и мест массового скопления людей, на которых запрещена продажа алкоголя. В зависимости от районов и городов эта «зона отчуждения» колеблется от 10 до 100 метров. Обсуждение этого вопроса, в которое оказались вовлечены представители бизнеса и местного самоуправления, не всегда проходило гладко. Так, в Череповце острая полемика по поводу торговли спиртным вылилась в открытые угрозы мэру города Юрию Кузину, которые он получил в социальных сетях. Между тем, как признают и сторонники, и противники мер по ужесточению требований к продавцам «зеленого змия», федеральное законодательство, на основании которого и определялось расстояние, требует серьезной доработки. 
Четыре уровня защиты
Определять это самое минимальное расстояние от точек, где продается спиртное, до школ, детских садов, поликлиник и спортивных объектов, а также мест массового скопления людей местные власти обязало федеральное законодательство. И в частности - постановление Правительства России № 1425 от 27 декабря 2012 года. 
- На местные власти ложится большая ответственность, поскольку от принятия новых нормативно-правовых актов будет зависеть судьба многих предприятий розничной торговли. Поэтому следует предусмотреть все сложные моменты, сохранив паритет между интересами населения и бизнеса, - не раз предупреждала начальник управления торговли областного департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Ирина Романова.
До 1 июня все муниципальные образования Вологодчины с этой работой справились. По результатам полученных данных управление торговли условно разбило районы на четыре основные категории. В первую, где торговля спиртным разрешена на расстоянии от 10 до 15 метров, вошли пять районов. Вторая (от 15 до 25 метров) оказалась самой массовой. В нее помимо Череповца попали еще двенадцать районов. Третья (от 25 до 50 метров) объединила семь районов. И четвертая (от 50 до 100 метров) - Вологда и еще два района области. 
Череповец: трудный путь к компромиссу
В Череповце дискуссию по поводу продажи спиртного открыл мэр города Юрий Кузин. В начале весны она активно развернулась в социальных сетях. Причем мэр сразу же четко обозначил свою позицию:
- Я считаю, что нужно предпринимать радикальные меры по ограничению торговли алкоголем. Наша страна просто спивается. Если этот процесс не остановить, у России, у Череповца просто нет будущего. При этом, анализируя зарубежный опыт, я пришел к выводу, что пропаганда так называемого «культурного пития» в нашей стране - тупиковый путь, - признался Юрий Кузин, призвав при этом к конструктивному диалогу все заинтересованные стороны. 
Алкогольный вопрос разделил Череповец на два непримиримых лагеря. С одной стороны - городские власти, активно поддержанные правоохранительными органами и населением. С другой - предприниматели, которые всерьез опасались, что принятые ограничения поставят крест на их торговом бизнесе. Все это нашло свое отражение в Интернете, где мнения «алкоголем торговать - это вам не лопатой махать» и «хватит спаивать наших детей» чередовались с требованиями «не глушить предпринимателей» и страшилками по поводу скорого захвата Череповца мощными федеральными сетями и превращения его в город-призрак наподобие американского Детройта. 
Изначально рассматривались три варианта ограничения торговли спиртным. По поручению Юрия Кузина был проведен предварительный расчет, который показал, что при установлении «зоны отчуждения»в 25 мет­ров в нее попадают 10% торговых точек и 17% предприятий общественного питания. При полном запрете продажи алкоголя на расстоянии 50 метров - уже 41 и 52% соответственно. При стометровом ограничении - 87% магазинов и более 90% точек общепита. Градус дискуссии накалился до предела. Дело дошло до того, что в одной из социальных сетей Юрий Кузин даже получил угрозы в свой адрес. Случай, надо сказать, беспрецедентный. 
«Целое послание с оскорблениями, угрозами и шантажом оставил на моей странице генеральный директор череповецкой торговой сети, основной ассортимент которой составляет алкоголь. Автора послания я забанил - за неумение себя вести. Угроз я не боюсь, шантажировать меня бесполезно. Особенно нервным товарищам нервы советую поберечь», - такую запись оставил мэр Череповца на своей страничке «ВКонтакте». 
В середине апреля этот воп­рос был вынесен на общественные слушания, которые планировалось провести в большом зале череповецкой мэрии. Но он не вместил всех желающих, поэтому слушания пришлось проводить во Дворце культуры металлургов. Представители торгового бизнеса пришли в ДКМ вместе со своими сотрудниками, для которых введение жестких санкций угрожало потерей работы. Помимо возможного роста безработицы предприниматели приводили и другие аргументы. С исчезновением легальной продажи спиртного неизбежно вырастет нелегальный оборот горячительных напитков. К тому же с исчезновением с прилавков спиртного, чтобы удержаться на плаву, владельцу торговой точки пришлось бы повышать цены на продукты питания, что не лучшим образом отразилось бы на магазинах «шаговой доступности». 
На все эти доводы сторонники трезвого образа жизни привели свои, причем не менее убедительные. Говорили о социальном сиротстве, вызванном пьянством родителей, о спаивании несовершеннолетних и так далее. Кто-то даже предложил наклеивать на бутылки спиртного, как на пачки сигарет, этикетки о наносимом алкоголем вреде здоровью человека. 
После общественных слушаний была взята пауза. Окончательное решение городская Дума Череповца приняла на сессии 28 мая. 
- В процессе обсуждения, в котором приняли участие предприниматели, население и администрация, нам удалось найти компромиссное решение. Алкоголем запрещено торговать на расстоянии 25 метров от детских садов, школ и поликлиник, в 100 метрах от вокзала. Кроме этого, в соответствии с федеральным законодательством вводятся временные ограничения в местах массового скопления граждан. Для ресторанов и кафе нам удалось согласовать минимальное расстояние в 10 метров, - рассказал в интервью «Красному Северу» депутат городской Думы, руководитель Череповецкого отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Орлов. 
По его словам, в результате принятых ограничений могут пострадать от 4 до 6 магазинов и две точки общепита. Между тем, требования к продавцам спиртным все-таки ужесточились. Ведь если раньше расстояние 25 метров определялось от входа до входа по маршруту движения пешеходов, проще говоря, по тротуару, то теперь по радиусу. В этом, по его мнению, содержится принципиальное различие. 
- Основные проблемы содержатся в несовершенстве федерального законодательства. Ограничения и ответственность должны быть обоюдными. Допустим, если не может магазин, где продают алкоголь, работать рядом с автошколой, так и авто­школа не может открываться рядом с подобной точкой, - считает Сергей Орлов.
Он привел пример, когда в Зашекснинском микрорайоне один из магазинов попал под ограничения из-за того, что расположен рядом со стоматологическим кабинетом. А другой супермаркет, расположенный от магазина в считанных метрах, продолжает работать. 
- Неужели для кого-то составит трудность пройти эти 10 мет­ров, чтобы купить спиртное? - задает риторический вопрос Сергей Орлов. 
Впрочем, в борьбе с «зеленым змием» власти Череповца не собираются ограничиваться только запретами. Как подчеркивал мэр города Юрий Кузин, не менее важен в этом вопросе и социальный аспект и, в частности, популяризация среди молодежи и не только здорового образа жизни.
Вологда: от 50 до 100
В отличие от Череповца, в областном центре обошлось без такого накала страстей. 
- К обсуждению этого вопроса на заседания рабочей группы мы приглашали население, представителей предпринимательских объединений. В Интернете к нему активно подключились блогеры. Многие критиковали. Некоторые горожане вообще предлагали увеличить расстояние на запрет торговли спиртным до 300 мет­ров. В принятии окончательного решения мы постарались максимально учесть интересы бизнеса и населения, - рассказывает начальник управления содействия развитию торговли, предпринимательства и туризма администрации Вологды Дмитрий Антонов. 
Окончательное решение выглядит следующим образом. Расстояние от школ, поликлиник, детских садов и спортивных объектов, у которых нет своей обособленной территории (другими словами, ограждения) до торговых точек не должно быть меньше 100 метров. При наличии огражденной территории - 50 метров. Для предприятий общественного питания - 50 и 10 метров соответственно. По данным Дмитрия Антонова, эти ограничения все-таки затронут, пусть и незначительную, часть торговых точек и питейных заведений. 
- До 50-60% оборота магазинов составляет алкоголь, а не хлеб и молоко. Поэтому потери в торговом бизнесе неизбежны. Но то, что такой сложный вопрос нам удалось решить без эксцессов, спокойно и взвешенно, это уже большой плюс, - отмечает заместитель председателя Вологодского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Светлана Куликова. 
- Вопрос не в том, далеко ли продают алкоголь от школы или больницы. Ведь можно было бы обойтись и без запретов. Достаточно продавать спиртное по предъявлению паспорта, как билеты на железнодорожный транспорт. А если выявлены нарушения, то закрывать любой магазин - маленький или супермаркет, - считает она. 
- Мы поддерживаем принятое по алкоголю решение, - говорит председатель профсоюза предпринимателей Вологодской области Андрей Дружинин. - Но остаются другие нерешенные проблемы. В частности, по переводу, как в Череповце, временных торговых точек в стационарные. У меня есть данные, что за 4 месяца снялись с учета 3,5 тысячи вологодских предпринимателей, во многом потому, что этот вопрос остается нерешенным.
Как в районах?
- Районный представительный орган оставил прежнее расстояние - 10 метров. Меньше нельзя по закону. Город у нас небольшой. Все магазины расположены в историческом центре. Интересы бизнеса были учтены: ни один магазин или организация общепита под ограничение на торговлю алкоголем не попали, - рассказала заведующая отделом экономики, муниципального заказа и торговли администрации Устюженского района Юлия Федорова. 
В Вашкинском районе введен запрет на торговлю спиртным на расстоянии 25 метров от медицинских учреждений и на 50 метров - от образовательных и спортивных. 
- Мы ничьих условий не ухудшили. Раньше ограничения составляли 10 и 20 метров. С увеличением расстояния пострадали всего два предпринимателя на Торговой площади, которым теперь будет нельзя продавать алкоголь в местах массового скопления людей два раза в году - в День рождения Золотой рыбки и День района, - отмечает заведующая отделом экономики и муниципальной статистики администрации Вашкинского района Любовь Суслова. 
В Бабушкинском районе запрещено продавать алкоголь на расстоянии 50 метров от детских, образовательных объектов и спортивных сооружений. И 40 метрах - от фельдшерско-акушерских пунктов. 
- Устанавливая это расстояние от ФАПов, мы ставили перед собой задачу сохранить в деревнях единственный магазин, который продает спиртное. Иначе опять будет процветать торговля всем, что горит. Конечно, мы поддерживаем политику правительства области по ужесточению торговли алкоголем. При этом постарались найти «золотую середину», чтобы не пострадало ни одно предприятие. В том числе и общественного питания, которые очень востребованы в нашем транспортном коридоре, - подчеркнула заведующая отделом социально-экономического развития и торговли Бабушкинского района Елена Власова. 
В Вологодском районе границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, установлены на расстоянии 25 метров от детских, образовательных, медицинских организаций, 50 метров - от оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов и иных мест массового скопления и объектов военного назначения; и 5 метров - от фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных в одном здании со стационарными торговыми объектами. 
- Дело в том, что в некоторых помещениях организации торговли размещались раньше, чем туда переехали ФАПы, - поясняет начальник отдела муниципальных заказов и торговли администрации Вологодского района Ольга Омелина. - При определении границ мы также учитывали особенности местности и застройки, поскольку в некоторых зданиях, построенных еще в советские времена, под одной крышей размещалась контора, служба быта и магазин. Кроме того, мы постарались сохранить здоровую конкуренцию, чтобы в деревне не оставался только один магазин, продающий алкоголь по завышенной цене. 
Впрочем, все опрошенные нами специалисты прекрасно понимают: в последние годы государство демонстрирует четкий тренд по ужесточению правил торговли горячительными напитками. И если потребуется, то «безалкогольные зоны» будут снова расширены. А для предпринимателей наступило самое время задуматься над тем, как дифференцировать свой бизнес. В качестве примера можно привести Вологду, где на освободившихся после запрета на реализацию пива торговых площадях власти предлагают продавать хлеб, фрукты-овощи и бытовую химию. 

Российская практика
В Тамбове алкогольные магазины «отодвинули» от школ и больниц на 100 метров, при этом согласившись с мнением предпринимателей и исключив из перечня «лечебных» заведений фитнес-центры, зубные клиники и салоны красоты. 
Такая же удаленность от объектов соцкультбыта торговых точек, торгующих алкоголем, существует, к примеру, в Оренбургской области. Там уже начался отток предпринимателей из сферы торговли.
В Рязани границы пролегли значительно ближе. Там торговая точка не может находиться ближе 50 метров к стадионам или школам, а к больницам и поликлиникам - ближе 20 метров. Во Владимире несколько другая градация: 25 метров от школ и детских садов, 20 метров от спортивных объектов, 15 метров от больниц.
В Красноярске пошли по череповецкому пути и тоже сделали градацию от 25 до 20 метров: 25 - от детских садов, больниц, 20 - от прочих образовательных и лечебных учреждений (автошколы, стоматологии, фитнес-центры, санатории, курсы повышения квалификации, образовательные центры для взрослых).

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: