Экспорт древесины рискует оказаться под угрозой

statics/images/arcticles/022021/24022021x2bc473f1.jpg
Снижение объема заготовки может привести к дефициту сырья для производства фанеры.
Фото пресс-службы ЧФМК
statics/images/arcticles/022021/24022021x2303e575.jpg
Сокращение числа пунктов пропуска через границу приведет лесной бизнес к дополнительным транспортным расходам.
Фото Сергея Юрова

Лесной бизнес обеспокоен планами оставить на Северо-Западе только один пограничный пункт пропуска, через который может осуществляться экспорт древесины. Эксперты и участники рынка предупреждают, что это решение серьезно ударит по ЛПК области и смежным отраслям, а также приведет к значительному снижению объемов лесозаготовки.

Противоречит поручениям?

Острую дискуссию среди участников лесной отрасли вызвало общественное обсуждение проекта постановления Правительства России об определении железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу некоторых видов товаров. Этим документом, в частности, предусмотрен единственный на Северо-Западе страны пункт пропуска древесины, идущей на экспорт, - расположенная неподалеку от Кандалакши в Республике Карелия на российско-финской границе небольшая станция Люття. Для сравнения: по данным информационного агентства Sputnik, в конце 2020 года экспортировать древесину из России можно было через 98 железнодорожных, морских и автомобильных пунктов пропуска, расположенных практически по всему периметру государственной границы нашей страны - от Норвегии до Северной Кореи.

- Из постановления следует, что в России остается только два железнодорожных пункта пропуска: один на Северо-Западе на границе с Финляндией и один на границе с Китаем, - поясняет директор по закупкам и логистике компании «Свеза» Борис Диденко.

1,69

миллиона кубометров березового баланса направили на экспорт вологодские лесозаготовители в 2020 году.

Этот момент особенно беспокоит лесной бизнес региона, поскольку предложенная станция Люття расположена далеко за пределами сложившихся оптимальных маршрутов экспорта круглого леса с территории нашей области. В результате плечо перевозок вологодских экспортеров до потребителей может вырасти в два с лишним раза - на 2 500 километров (из них на 1 750 километров по российской территории и на 750 - по Финляндии). Такое значительное увеличение протяженности маршрута фактически сделает перевозки экономически нецелесообразными, более того, невозможными, поскольку эта пограничная станция расположена на однопутной железнодорожной ветке, а следовательно, не обладает необходимой пропускной способностью. Сложно даже представить, какое столпотворение составов может возникнуть вблизи станции Люття, если учесть, что ежегодно в направлении европейских потребителей только из северо-западных и центральных регионов России экспортируется более четырех миллионов кубометров березовых балансов. 

При этом лесоэкспортеры, по сути, лишаются альтернативных путей поставок продукции за рубеж, так как законопроект не предусматривает пунктов пропуска березовых балансов водным транспортом. 

- Скорее всего, через эту станцию не провезут и трети от нынешних объемов. Получается, что вроде бы физического запрета экспорта березового баланса нет, а фактически сокращение количества станций приведет к его существенному снижению, - считает генеральный директор АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» Илья Коротков. 

А это, по мнению участников отрасли, может противоречить поручениям Президента РФ, принятым в ноябре 2020 года по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесной отрасли. В частности, речь идет о запрете с 1 января 2022 года вывоза из России необработанной и грубо обработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород. 

- Запрет не распространяется на вывоз из РФ низкосортной лиственной древесины - березовых балансов, объем заготовки которых при освоении лиственных лесосек значительно превышает объем потребления на внутреннем рынке. Однако публикуемый проект противоречит указанным поручениям Президента РФ, - считают в ГК «Вологодские лесопромышленники».

Удар по отрасли

В Вологодской области давно взят курс на углубленную переработку древесины, заготавливаемой на территории региона. Достаточно сказать, что за последние десять лет этот показатель вырос на 15% и достиг 75%. Кроме того, Вологодчина прочно занимает лидирующие позиции в стране по числу реализуемых приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. 

- Всего на территории области в перечень приоритетных инвестиционных проектов включено 22 проекта - каждый седьмой в России. Из них Министерством промышленности и торговли Российской Федерации 18 проектов признано полностью завершенными. За время реализации приоритетных инвестиционных проектов на территории нашего региона создано более пяти тысяч новых рабочих мест, - отмечает губернатор области Олег Кувшинников.

Объем отгруженной продукции лесопромышленными предприятиями области увеличился с 17,4 миллиарда рублей в 2010 году до 58,9 миллиарда - в прошлом. 

- Лесопромышленными предприятиями области экспортируется продукции на сумму около полумиллиарда долларов. Причем продукции глубокой переработки отгружается более 83%, остальное - в круглом виде. За пределы области в основном вывозится только низкосортная балансовая древесина, так как потребителя данных сортиментов на территории региона нет, - подчеркивает заместитель губернатора области Михаил Глазков.

По информации департамента лесного комплекса области, в последние три года экспорт березовых балансов держится примерно на одном уровне: в 2018 году он составил 1,57 миллиона кубометров, в 2019-м - 1,62 миллиона, в 2020 году - 1,69 миллиона кубометров. Возможное сокращение пограничных пунктов экспорта древесины может не просто резко снизить эти показатели, но и ударить по лесопромышленному комплексу области в целом. 

- Это необратимо приведет к значительному снижению заготовки круглых лесоматериалов в целом. Снизятся объемы освоения участков лесного фонда с преобладающим содержанием лиственной древесины, что сократит ресурсы березового фанерного кряжа, а также пиловочника хвойных пород и всех других сортиментов, которые естественным образом совместно заготавливаются в смешанных лесах. По экспертным оценкам, снижение объемов заготовки в Вологодской области может составить порядка 2,5 миллиона кубометров (15% от общего объема заготовки), из них 0,8 миллиона кубов - березовый фанерный кряж. В Северо-Западном федеральном округе объем заготовки может сократиться до 7 миллионов кубометров, из них до 2,3 миллиона - березовый фанерный кряж, и до 1,5 миллиона кубометров - хвойный пиловочник. Негативное воздействие испытают железнодорожные и водные перевозчики, различные предприятия малого и среднего бизнеса, оказывающие логистические услуги для лесопромышленных предприятий, - считает генеральный директор ГК «Вологодские лесопромышленники» Андрей Коноплев.

Пострадает и переработка

Снижение экспорта березового баланса не сулит больших преимуществ и для лесопереработчиков. Во-первых, у них нет мощностей, чтобы перерабатывать весь объем заготавливаемой на Вологодчине древесины. Во-вторых, возможное снижение заготовки сырья может привести не к снижению цен, а, наоборот, к его дефициту и подорожанию. 

- Количество отправляемых на экспорт балансов достаточно велико, и предприятия не сумеют справиться с тем объемом, который будет скапливаться на территории России, не смогут его переработать. Какое-то количество освоят ЦБК, но остальное можно будет продавать только на дрова местному населению, а это довольно ограниченный объем. Отпускная цена дров значительно ниже цены баланса, и производители будут нести убытки. В конечном итоге ситуация приведет к тому, что лес­промхозы будут меньше заготавливать. Вследствие этих факторов дефицит сырья для производства фанеры станет ощутим не только в Вологодской области, но и по всей России, - уверен Борис Диденко.

- Есть два пути решения: либо стимулировать экспорт, либо развивать внутренний рынок. А это значит, строить ЦБК, которые смогут переработать эту древесину, поскольку плиточные производства в таком объеме сырье не переработают. Но лучше сделать и то и другое: развивать экспорт и стимулировать бизнес строить предприятия внутри России. А потом, когда производственные мощности позволят перерабатывать продукцию у себя в стране, уже задумываться об ограничениях экспорта, - предлагает Илья Коротков.

- Для полного вовлечения в производственный оборот невостребованной на внутреннем рынке балансовой древесины необходимо создание производств по химико-технологической переработке древесины. Без этого невозможно добиться значительного увеличения доли переработки заготавливаемой древесины. В последние годы активно прорабатывался вопрос строительства целлюлозного завода, который позволил бы в полном объеме перерабатывать всю балансовую древесину на территории региона. В настоящее время по ряду объективных причин проект на территории области не реализован. Сейчас продолжается работа по привлечению инвесторов для реализации программ по переработке балансовой низкосортной древесины, - отмечают в департаменте лесного комплекса.
 

ЛПК Леспром

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: