Геофизик из Питера уехала в Верховажье и стала керамистом

statics/images/arcticles/062023/21062023x6a159015.jpg
Светлана Степанова переехала в Шелоту семь лет назад.
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/062023/21062023x792e1c5d.jpg
Дом Степановой стал настоящей арт-резиденцией для творческих людей, которые приезжают сюда отовсюду.
Фото со страницы героини материала в соцсети «ВКонтакте»
statics/images/arcticles/062023/21062023x6727bf39.jpg
Поделки керамистов украшают гостевую веранду.
statics/images/arcticles/062023/21062023xad44a320.jpg
Витраж для Троицкой церкви выполнен и подарен Георгием Федяевским.

Уехать из Питера и поселиться в небольшой деревне под Верховажьем? Променять закаты над Невой на шелотские поляны? История Светланы Степановой именно об этом. И о том, как человек находит свое призвание и меняет жизнь вокруг себя. За семь лет она привлекла на развитие Шелоты более шести миллионов рублей.

Дом дождался

Светлана Степанова по образованию геофизик, по профессии - бухгалтер, по призванию - керамист и генератор идей. Она впервые оказалась в Шелоте летом 2016 года, приехав в гости на троицкие гуляния.

- Я не могу объяснить, что со мной случилось. Мощная энергетика хоровода, несколько десятков женщин в круге на поляне - и меня словно унесло в космос. Я ощутила внутри четкое желание: хочу здесь жить. Хочу и буду. Летом я купила дом и уже осенью того же года мой младший сын пошел здесь в школу, - рассказывает Светлана Анатольевна.

То, что произошло дальше, она называет «шелотскими чудесами»: когда она задумалась о переезде, совершенно случайно оказался в продаже старый дом над знаменитой шелотской поляной - бывшая «сторожка» при храме Святой Троицы. Десять лет дом не продавали - он словно ждал ее. После покупки дома тогдашняя глава поселения Светлана Корниенко предложила петербурженке должность заместителя, пусть ставка была минимальная, но это позволило ей быстро войти в круг местных активистов и познакомиться со всеми.

- Удивительным образом, как только я переехала, все мои желания стали воплощаться в жизнь. Это место словно обладает какой-то особенной силой. Находятся нужные люди, появляются средства для реализации идей, вокруг возникает сообщество созвучных мне единомышленников, - рассказывает наша героиня.

За семь лет в Шелоте купили дома уже несколько знакомых Светланы. Дом у церкви стал своеобразной творческой «резиденцией» для множества приезжих творческих людей. К примеру, точно так же случайно в гостях у нее оказался питерский режиссер Николай Котяш - он приехал на творческую практику со своими студентами. В итоге все вылилось в фестиваль деревенского кино «Печка», который уже в третий раз будет проходить в Шелоте. А Николай недавно тоже купил здесь дом, влюбившись в эти места.

Колокола для храма

Одной из первых инициатив Светланы стала идея вернуть Троицкому храму колокола - колокольня там до сих пор разрушена, но можно установить колокола рядом с церковью. По совету Сергея Истомина, руководителя верховажского православного камерного театра, она узнала, что лучшие колокола делают в Тутаеве некие братья Шуваловы.

По счастливой случайности «шелотских чудес», Светлану как раз пригласила в гости подруга из Тутаева. Она с приключениями нашла одного из тех самых братьев (оказалось, что они разделили бизнес и каждый ведет свое производство) и обсчитала предварительный заказ. На пять колоколов нужно было около 180 тысяч рублей. Таких денег у нее не было.

Но во время поездки (опять же случайно!) познакомилась с предпринимателем из Москвы, с которым во время застолья между разговорами поделилась идеей про колокола. Он сказал, что поможет, но мало ли что говорят люди под водочку! Каково же было удивление Светланы, которая через некоторое время получила сообщение от того бизнесмена: давай реквизиты счета для перевода денег на колокола. И - невероятно, но да! - перевел точнехонько нужную сумму.

Так Троицкий храм в Шелоте вновь обрел свой голос, колокольные звоны теперь украшают все церковные праздники. А спустя время сбылась еще одна мечта Светланы - после разбора мусорных завалов на втором этаже церкви здесь стали проходить концерты духовной музыки. Под огромными сводами храма великолепная акустика, и звук словно окутывает и поднимает тебя - невероятные ощущения, по словам рассказчицы.

Сижу я как-то летом у окошка, вижу: ходит мужчина возле церкви. Зашел и долго не выходит. Почему-то подумала - наш человек. Оказалось, это уроженец здешних мест, Георгий Федяевский из Санкт-Петербурга. И оказалось, что он занимается изготовлением витражей. А у меня давно была мечта, чтобы огромное окно над лестницей храма оформить витражом: здесь свет просто волшебный! Поговорили об этом, сделали замеры, обменялись контактами… А потом Георгий поставил меня перед фактом, что он сделает витраж полностью за свой счет, в честь памяти предков. Вы не представляете, он же стоит как чугунный мост! 

Светлана Степанова,
керамист

Чудо-печка

Свое увлечение керамикой Светлана превратила в ежегодный керамический фестиваль в Шелотах. С юмором рассказывает, как знакомые на первых порах пытались остудить ее «горячую» голову: ну, Света, прямо-таки «первый международный фестиваль», не слишком ли замахнулась? А она отвечала: ну он может стать первым и последним, я же сама придумала, сама и отменю.

Идея родилась, когда она гостила у друзей-керамистов в Германии. Им показалась интересной идея побывать в России после восторженных рассказов Светланы о Шелотах - такие места, такая там красота! Думала: поставит печь для обжига во дворе, пригласит в гости друзей. А раз есть гости из Германии, значит, фестиваль международный.

- Хайда и Питер очень занятые специалисты. Но, на мое удивление, Хайда тут же открыла свой ежедневник, где дела расписаны на год вперед, и говорит: о, у меня есть «окошко» в августе, тебя это устроит? Так вот неожиданно все сложилось, буквально фестиваль был придуман на коленке, - рассказывает Светлана.

Путешествие в русскую деревню оказалось для германских гостей культурным шоком, как бы хозяйка ни старалась облагородить свой старый дом. Все обои с сыновьями ободрали до бревен, обтянули спаленку ситцем, повесили новые занавесочки, поставили полевые цветы в горшочках. «А где здесь чистить зубы? А где…» - были первые недоумения гостей от отсутствия привычных удобств.

На следующий год Светлана с единомышленниками пригласили керамистов из Сирии, Йемена и Ливана, устроили мастер-классы арабской кухни. Но в какой-то момент пришло понимание: надо придумывать что-то более основательное, чем иностранные гости. Надо, чтобы керамисты сами хотели сюда ехать.

Так родилась идея поставить в Шелоте уникальную дровяную печь высокого обжига - анагаму. Светлана видела такую печь на фестивале в городке Гаврилов Ям под Ярославлем. Правда, для этого надо было выиграть грант Президентского фонда.

Сначала хотели пригласить для постройки печи французского керамиста, который строил печь в Гавриловом Яме. Но оказалось, что у нас, на Вологодчине, есть свои мастера - народный мастер России, художник гончарного искусства Владимир Холщагин принимал участие в строительстве печи для дровяного обжига типа train kiln в Норвегии. Поэтому решили такую же построить и у нас. Печку назвали «Вага». Сейчас она единственная такая в России. На строительство печи приехали керамисты из Ростова, Вологды, Москвы и Санкт-Петербурга. Летом 2020 года в ней прошел первый обжиг.

Особенность этой печки - в строении, которое позволяет достигать высочайших температур для обжига, после этого керамика приобретает блестящую глазурную поверхность. Топить такую печь надо в течение нескольких дней, для чего керамисты дежурят возле нее по сменам.

Теперь за лето в Шелоту на обжиги приезжают десятки керамистов, для них на средства грантов построена мастерская с удобствами и небольшое общежитие. В планах Светланы - создание еще одного гостевого дома: Шелота стала настоящим центром притяжения для творчества.
 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: