Господдержка помогает бизнесу выйти на внешний рынок
В первой двадцатке
- Занятость малого и среднего бизнеса во внешнеэкономической деятельности пока невелика, но при этом неуклонно растет. Для сравнения: в прошлом году количество малых экспортеров по сравнению с 2017 годом выросло на 10%, - приводит данные руководитель действующего на базе АНО «Мой бизнес» регионального Центра поддержки экспорта Людмила Малованина.
Если в распоряжении крупных компаний целый штат квалифицированных сотрудников и юристов, специализирующихся на внешнеэкономической деятельности, то для малого предприятия это настоящая «неизведанная земля». Сами предприниматели среди сложностей и волнующих тем называют культурно-лингвистические барьеры, недостаточную информацию о государственных мерах поддержки экспорта, нехватку персонала, недостаток знаний о том, как и где продать товар. Кроме того, бизнесменов волнуют вопросы налогового и валютного регулирования, а также правильного грамотного оформления и получения документов.
Для оказания помощи предпринимателям области в решении этих и других вопросов, а также стимулирования выхода субъектов малого и среднего предпринимательства на зарубежные рынки товаров, услуг и технологий, повышению их конкурентоспособности с 2015 года в области действует Центр поддержки экспорта. ЦПЭ готов оказать целый комплекс услуг - от поиска иностранных покупателей, содействия в приведении продукции в соответствие с требованиями, необходимыми для экспорта (стандартизация, сертификация, необходимые разрешения), перевода презентационных и других материалов, сайтов и упаковки товара до оказания помощи для участия в различных международных выставках, заключения контрактов и последующего сопровождения экспортных сделок.
Новые возможности с РЭЦ
- Начинающий экспортер может на безвозмездной основе пройти обучение по образовательной программе Российского экспортного центра. Центр «Мой бизнес» - уникальный оператор программы РЭЦ в Вологодской области. В 2019 году в рамках «Школы экспорта» в общей сложности было проведено 11 семинаров, которые освещают весь цикл экспортного проекта, в том числе по таким темам, как «Основы экспортной деятельности», «Правовые аспекты экспорта», «Финансовые инструменты экспорта», «Таможенное регулирование экспорта», «Логистика для экспортеров» и многим другим, - поясняет Людмила Малованина.
Комментарий
Алексей Кожевников,
старший вице-президент Российского
экспортного центра:
- В Вологодской области насчитывается сейчас около 200 МСП-экспортеров, их доля в несырьевом экспорте субъекта составляет менее 2%. Прежде всего это предприятия, выпускающие продукцию деревообработки, которая активно продается в ЕС, Китае, Египте, СНГ и других странах. По нашим оценкам, эта отрасль обладает высоким потенциалом к росту, в том числе за счет выхода на рынки Восточной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. Хорошие перспективы намечаются у производителей металлоизделий. Сейчас основной объем идет на рынки стран СНГ и Восточной Европы. При этом появляются возможности выхода на рынки Западной Европы, Ближнего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии, а также перспективы увеличить объемы на традиционных рынках. Но задача ЦПЭ и наша - не только увеличить объем, но, как минимум, удвоить количество компаний-экспортеров к 2024 году. За первое полугодие нынешнего года при поддержке ЦПЭ на внешние рынки вышли 10 экспортеров, к концу года их количество должно увеличиться до 29. В следующем году в Вологодской области будет внедрен Региональный экспортный стандарт 2.0, и на полную мощность заработает программа экспортной акселерации, что позволит увеличить охват и помочь большему количеству компаний выйти на внешние рынки.
- Также у РЭЦ есть специальный пул выставок, для участия в которых предприниматели и предприятия области могут получить компенсацию до 80% от понесенных затрат. Этот список размещен на сайте центра. Потенциальный экспортер может выбрать интересующую его выставку либо по стране, либо по интересующей его отрасли, например, лесопромышленный комплекс. Все необходимые заявки можно заполнить в электронном виде. Уже сегодня РЭЦ записывает на выставки на 2020-2021 годы, - отмечает Людмила Малованина.
Плюс к этому через входящую в группу РЭЦ страховую компанию «ЭКСАР» предприниматели могут получить поддержку по страхованию экспортных поставок, а через РОСЭКСИМБАНК - компенсацию по экспортным кредитам коммерческих банков.
Все необходимую информацию об услугах Российского экспортного центра можно получить на его сайте (www.exportcenter.ru). Он достаточно информативен. Помимо программ поддержки, на нем можно найти и информацию о возможных барьерах или сложностях при экспорте продукции в ту или иную страну.
Помимо этого, сегодня РЭЦ активно продвигает и своего рода программу добровольной сертификации «Made in Russia». Этот бренд - знак качества, гарантирующий зарубежным покупателям, что продукция сертифицирована и произведена с соблюдением всех норм безопасности. Среди вологодских компаний этим знаком уже отмечена продукция «Айсберри» и кружевной фабрики «Снежинка».
- Сертификат выдается на безвозмездной основе. Нет ни пошлин, ни каких-то тарифов. Мы пошли на это, поскольку, во-первых, сертификация - это в любом случае подтверждение качества продукции, а во-вторых, способ ее продвижения. Информация о фирме «Снежинка» была размещена в Интернете на витрине Российского экспортного центра, причем наряду с такими компаниями, как КАМАЗ и ЛУКойл. Кроме того, в прошлом году РЭЦ посвятил нашей фирме и отдельную страницу своего презентационного календаря, - рассказала генеральный директор ООО «Вологодская кружевная фирма «Снежинка» Мария Агапова.
Комментарии (0)