Как распознать агрессора на первом свидании

Депутаты Госдумы ужесточили ответственность «кухонных бойцов» за домашнее насилие: если раньше они могли отделаться административной ответственностью, то сейчас их ждет уголовная, даже если причиненные побои не повлекли проблем со здоровьем, а просто причинили физическую боль. 

Третий удар «лучше»?

Суть изменений, происшедших в законодательстве, разъяснила председатель постоянного Комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека в ЗСО Лариса Кожевина. 

- 28 июня Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 203-ФЗ об изменениях в статью 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, которые вступят в силу с 9 июля 2022 года, - говорит она. - До внесения изменений действовала двухступенчатая система наказания за побои: в первый раз нарушителя привлекали к административной ответственности; во второй раз ответственность уже уголовная. При этом, если человек в третий и более раз распускал кулаки, наказание не возрастало. Наоборот, его вновь привлекали только по административной статье.

Как пояснила Лариса Юрьевна, на этот явный пробел в законодательстве обратил внимание Конституционный суд сфтраны. По мнению суда, повторность правонарушения должна караться строже, а не мягче.

Теперь за побои, которые совершены нарушителем в третий раз и более, виновному будут грозить обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до одного года, либо арест на срок до шести месяцев.

Как красиво ухаживал...

- Вы даже не можете себе представить, как он красиво ухаживал! Какие цветы дарил! Какие слова говорил! Я не ходила, а летала, чувствовала себя самой счастливой и самой любимой женщиной на свете… - рассказывала мне вологжанка Татьяна с плохо двигающейся рукой и носом со следами перелома. 

Сначала муж убедил ее продать доставшуюся в наследство от бабушки квартиру, чтобы взять в ипотеку общую. Потом начал неодобрительно относиться к тому, что она навещала родителей или встречалась с подругами: убеждал, что к ней недостаточно хорошо относятся, говорят о ней за спиной неприятные вещи. У Татьяны сузился круг общения до коллег по работе. А после рождения ребенка муж ее впервые ударил. Потом попросил прощения. Потом ударил сильнее. Идти ей было некуда: собственную квартиру она продала. Потом она попала в больницу со сломанным ребром… Но муж умолял понять и простить. Сколько бы она ни носила заявлений участковому, у нее не хватало решимости хоть раз довести дело до конца. Однако после особенно серьезных травм, которые привели к инвалидности третьей группы, Татьяна поняла: надо разводиться.

На суде, где решался вопрос об определении места жительства их ребенка после развода, муж выглядел милым и беззащитным. Глядя на судью чистыми голубыми глазами, признавался: да, поколачивал супругу, в чем очень сильно раскаивается. И в этом случае, и в том, и в двух других… 

- Понимаете, я так ее люблю! - уверял он. - Я хочу жить с ней и с нашим сыном! 

Он может быть абьюзером, если...

• ваши отношения развиваются стремительно и от него быстро поступает предложение жить вместе или даже пожениться («Мы созданы друг для друга!», «Все другие женщины не стоят и твоего мизинца!», «Я влюбился с первого взгляда!»); 

• вы подозреваете, что он часто лжет и приукрашивает, чтобы преподнести себя в выгодном свете; 

• у него проблемы с проявлением эмоций и умением сопереживать; 

• у него беспричинная ревность, которая преподносится как доказательство его сильной любви; 

• у него презрение к бывшей и большинству других женщин; 

• он проявляет агрессию, но поначалу как бы «в воздух» (может разбить в ярости телефон, бросить предмет в стену, ударить кулаком по столу); 

• у него слабо развита ответственность, а сильно - умение перекладывать вину; 

• у него гиперчувствительность к тому, как к нему относятся, он легко обижается; 

• у него было нелегкое детство (обижали родители или сверстники); 

• он пытается изолировать свою женщину от ее окружения - друзей, родных - и уговаривает продать ее личное имущество ради покупки общего: так ей труднее потом будет сбежать.

Сейчас Татьяна решает другую проблему: как разделить общую квартиру, в которой две трети принадлежат ей и ребенку (ипотеку закрывали материнским капиталом), чтобы муж жил отдельно. Выкупить его долю ей не на что. 

Сорвать маску

В Кризисном центре для женщин нам рассказали, что нельзя рассуждать о росте  за последние годы количества случаев домашнего насилия, просто женщины стали больше говорить об этом. При этом основам безопасного общения нужно учить молодежь с ранних лет, тогда больше вероятность, что, встретив потенциального домашнего тирана (или абьюзера), юноши и девушки смогут его распознать и прервать отношения.

В прошлом году с помощью гранта в Кризисном центре реализовали проект «Ты не один», в ходе которого в нескольких районах области рассказывали тинейджерам от 14 до 19 лет, как обеспечить себе безопасность в отношениях с первого свидания. Сначала предполагали, что это будут уроки только для девочек, но на занятия попросились и юноши… Всего на занятия пришло свыше 600 человек. Многие молодые люди уезжают учиться в колледжи и вузы и оказываются в группе риска. Им нужны поддержка и совет опытного специалиста.

Вообще, как говорят психологи, распознать будущего абьюзера можно даже в самом начале отношений. Конечно, никто на первом свидании не отвесит женщине пощечину при первом же ее несогласии с чем-либо. Но «тревожные звоночки» начинаются практически сразу же (см. нашу справку), нужно только уметь не выдавать желаемое за действительное. А некоторые «звоночки» - целая сирена!  

Понять и простить?

По информации УМВД России по Вологодской области, на данный момент участковые уполномоченные проводят индивидуально-профилактическую работу с 1 300 семейными дебоширами и более чем с 300 больными наркоманией или алкоголизмом (которые тоже нередко оказываются домашними тиранами). При этом в прошлом году участковые рассматривали свыше 8 000 материалов по фактам насилия в сфере семейно-бытовых отношений.

Если говорить о том, кто становится объектом преступных посягательств в семье, то более чем в 59% случаев это женщины трудоспособного возраста, в 12,6% - люди пожилого возраста, в 3,8% случаев - дети. Главные разновидности таких посягательств - побои, истязания, умышленное причинение вреда здоровью, угрозы убийством и собственно убийства. 543 уголовных дела в прошлом году дошли до суда, но 252 были прекращены в связи с примирением сторон. То есть жертвы охотно прощают агрессоров. 

- Обычно рассматриваемый вид преступности ассоциируется с мужским криминальным поведением, однако каждое пятое преступление (20,6% случаев) совершено женщиной, - отмечает начальник отдела информации и общественных связей областного УМВД Евгений Ворочалков. - Преимущественно противоправные деяния в бытовой сфере допускают люди 30 - 49 лет (63%), но значительную часть - 22% - составляют лица старше 50.

- Почему люди долго терпят насилие в семье? Думаю, прежде всего проблема - в низком уровне правовой грамотности, - рассуждает адвокат Сергей Востров, который до перехода к частной практике долгое время служил в полиции. - И перед глазами у жертв - пример отношений между родителями. Дети видят, что в браке один постоянно подавляет, а другой подчиняется, и начинают считать это нормой. Или они сами подвергаются регулярным побоям и унижениям, а во взрослом возрасте начнут отыгрываться на тех, кто слабее. Считаю, что уважительные и гармоничные отношения в семье, где растет ребенок, помогут уменьшить количество насилия в мире.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: