Каждый четвертый житель области работает в «тени»
В обход государства
тысячи человек составляла численность неформальной занятости в 2016 году.
Эксперты пришли к интересному выводу: редкий рост «теневого сектора» случился не во время острой фазы кризиса, а как раз тогда, когда он начал постепенно ослабевать. Как отмечает Андрей Покида, в разгар экономического кризиса, пришедшегося на 2015 - 2016 годы, снижение экономической активности граждан в официальной экономике сопровождалось небольшим падением рынка некриминальных «теневых» услуг или работ.
Свежие показатели вовлеченности работников в «теневой» рынок труда фактически сопоставимы с данными аналогичных исследований 2013 года и немного недотягивают до уровня 2006-го. Получается, «теневой» сектор - это своеобразный индикатор того, что экономика постепенно оживляется, а положение малого и среднего бизнеса ухудшилось, и предприниматели вынужденно уходят в «сумрак»? Однозначного ответа на этот вопрос специалисты пока не нашли.
- В условиях ухудшающейся рыночной конъюнктуры и усиления конкуренции предприниматели оказываются в неравных условиях. Одни работают абсолютно легально, платят все, что положено по закону. Другие в силу своего менталитета всячески оптимизируют свои расходы для того, чтобы получить больше прибыли, даже несмотря на то, что нарушают закон.
И недоверие к государству, конечно, есть. Согласно опросам, основной причиной, побуждающей уходить «в тень», сами предприниматели называют высокий уровень отчислений во внебюджетные фонды, - поясняет заместитель губернатора области Алексей Кожевников.
- Что касается постоянного включения в «теневой» рынок труда, то ежемесячно имели неоформленную работу (доходное занятие) или получали зарплату в конверте 31,4%, или примерно 23 миллиона работников, - добавляют исследователи РАНХиГС.
Бизнесу предлагают выйти из «сумрака»
- Смысл методики заключался в том, что в поисках источников экономического роста наше внимание было сосредоточено на так называемых черных дырах, когда исчезающая численность высвобождаемого трудоспособного населения формировала свой прибавочный продукт и поддерживала высокую покупательную активность, - говорит Алексей Кожевников. - Примером можно назвать кризисный 2015 год, когда за счет разницы между невысокой фактической официальной заработной платой и ее реальным проявлением сохранялась высокая покупательная способность.
Справка
Согласно социологическому опросу, портрет вологжанина, занятого в «тени», таков: это мужчина в возрасте выхода на рынок труда 20-26 лет, а также в активном трудоспособном возрасте - 43-50 лет. По мнению специалистов, наибольшее распространение неформальная занятость получила в торговле, строительстве, лесном хозяйстве, транспорте. Кроме того, значительный объем «теневого» сектора приходится также на оказание различных бытовых и образовательных услуг.
В целом на Вологодчине потенциальная численность неформальной занятости в 2016 году составляла 144,5 тысячи человек. Ситуация усугубляется ухудшением демографических показателей, которые также серьезно влияют на число трудоспособного населения региона. Если в прошлом году насчитывалось порядка 681 тысячи вологжан трудоспособного возраста, то в нынешнем - 677 тысяч. Получается, что сегодня в «теневом» секторе задействован практически каждый четвертый житель Вологодчины!
Нужно отметить, что борьба с «теневой» экономикой в последние годы стала одним из приоритетов деятельности региональных властей. Особое внимание этой работе придает и губернатор Вологодской области Олег Кувшинников. По его поручению разработана специальная «дорожная карта», включающая целый ряд направлений - легализацию неформальной занятости, пресечение нелегальных таксомоторных перевозок, противодействие незаконной вырубке леса, производству и реализации контрафактного алкоголя, предотвращение преднамеренных банкротств, повышение собираемости налогов и так далее.
- В целом результаты работы по противодействию «теневому» сектору экономики - это бюджетный эффект по налогу на доходы физических лиц. За три года он составил 875 миллионов рублей. В том числе за 2016 год от проделанной работы по легализации НДФЛ поступило 388 миллионов рублей, темп роста к 2015 году составил 101% и превысил показатели за 2014 год в 2,8 раза. Определенные успехи есть, но при этом в каждом муниципальном образовании имеются нереализованные резервы по легализации неформальной занятости, - подчеркнул заместителя губернатора Алексей Кожевников.
Комплексное решение
Мы прекрасно понимаем масштабы «теневой» экономики, которая составляет, по различным оценкам, порядка 25% трудоспособного населения. Это от 140 до 150 тысяч человек. Ежегодно только по НДФЛ потери бюджета области оцениваются в пять-шесть миллиардов рублей.
В целом же, по мнению заместителя губернатора Вологодской области Алексея Кожевникова, решать проблему нужно комплексно. С одной стороны - это повышение уровня цивилизованности бизнеса, с другой - совершенствование налоговой, административной и социальной политики.
Комментарии (0)