Кто разденет манекен?
На корпоративе череповчанка Елизавета хотела выглядеть сногсшибательно, но продавцы отказали ей в покупке платья мечты. «Добывать» его в магазин вместе с покупательницей отправились правозащитники.
«Лучше бы не дразнили»
Девушке хотелось чувствовать себя самой красивой на юбилее предприятия, но, как назло, она не могла подобрать в магазинах подходящий наряд. И вдруг увидела на манекене элегантное платье из темно-вишневого бархата с серебристой отделкой. Оно красовалось в витрине дорогого бутика, и Лиза была готова его купить за любые деньги. Но продавец сказала, что должна посоветоваться с руководством, а вечером огорошила сообщением, что платье продать не могут, поскольку это элемент дизайнерской конструкции.
- Через месяц ждите смены образа, возможно, что-то придумаем, - успокоила она покупательницу. - Лучше бы не дразнили, выставив товар, который не продается, - обиделась та на магазин. - Праздник через неделю, может быть, вы поможете решить вопрос? - обратилась Елизавета в Общество по защите прав потребителей.
- Никаких препятствий к выполнению вашего пожелания с точки зрения закона не видим, - констатировали консультанты. - Вы имеете право требовать продажи вещи, снятия ее с манекена. Согласно ст. 494 ГК РФ, выставление товара в месте продажи, демонстрация его образцов является публичной офертой (то есть обязанностью магазина продать товар любому обратившемуся покупателю).
Вместе с череповчанкой они отправились разбираться с торговыми работниками.
- Дело в том, что платье выставлено на внешней (уличной) витрине, - пояснили продавцы. - Все наряды скомплектованы по решению бренда компании. Мы нанимаем специальное дизайн-агентство, которое разрабатывает такие проекты. Подборку образцов делали специалисты, и ради вашего платья мы не можем разрушать композицию, цель которой - продемонстрировать вовсе не платье, а полушубок, который на него накинут. Посмотрите, на нем есть ценник, и мы готовы его продать. А платье - всего лишь элемент декора, предоставленный фирмой-дизайнером. Таких даже нет в ассортименте магазина, поэтому распоряжаться им мы не можем.
Товары, выставленные в витрине, - своеобразное приглашение к покупке, но не конкретное предложение. Они не связывают продавца юридически, и тот не обязан их продавать - с этим утверждением торговых работников правозащитники не могли не согласиться. Однако ошибка магазина в том, что он наглядно не проинформировал покупателей о том, что это витринный образец, который не подлежит реализации. А если нет информации, покупатель вправе требовать его продать.
- Витрины в тематическом стиле создают образ магазина и действуют лучше, чем реклама в СМИ, - сообщили нам представители одного из вологодских холдингов, которые тоже серьезно относятся к внешнему виду своих торговых точек. - При этом мы не забываем, что витрины определяют архитектуру города, его лицо. Поэтому очень ответственно относимся к дизайн-проектам. Композиции меняем раз в сезон, подключая профессиональные агентства. При этом стараемся, чтобы во избежание проблем все аналогичные товары были представлены в продаже. Но если покупатель непременно захочет витринный образец, договоримся с дизайнерами и заменим этот элемент другим, равнозначным.
Открепить и уложить
Если же манекен расположен в торговом зале, картина кардинально меняется. Никаких снисхождений в этом случае закон для продавцов не делает. Торговый работник обязан снять с манекена любую понравившуюся покупателю вещь, но, к сожалению, так поступают не все. Продавец фирменного магазина отказалась продать с манекена костюм, сославшись на то, что внутренние правила компании это запрещают и ей грозит штраф. Однако позднее, при жалобе покупательницы на ведомственную «горячую линию», выяснилось, что девушка просто не захотела утруждаться возней с манекеном и в итоге за нерадивость была уволена.
Мы решили провести эксперимент в крупном вологодском торговом центре, требуя у продавцов: «Хочу вещь с манекена».
Вот ряд больших, стильно одетых фигур встречает нас прямо у входа в торговый центр, представляя фирменные торговые точки. С них и начали нашу «экскурсию».
- Снимем с манекена и продадим любую вещь, но для этого нужно время. Мы должны согласовать это с диспетчером компании, - рассказывает администратор сетевого маркета. - К тому же раздеть манекен - дело непростое. Наши модели тяжелые - весом до 15 килограммов, ростом до 185 сантиметров, кроме того, они основываются на штырях, и открепление их нижних конечностей требует силы, затем манекен еще нужно уложить. Поэтому переодеваем его вдвоем-втроем.
- А если мы попросим раздеть ваш манекен, который стоит при входе в торговый центр? - задаем провокационный вопрос.
- Пожалуйста, только мы должны заведомо подать заявление в службу охраны, чтобы она не расценила наши действия как воровство, - ответили продавцы.
- Желание покупателя - закон, - порадовали нас и в следующей торговой точке. - Но при условии если на смене два продавца. Одного отвлекать не разрешается, да к тому же в одиночку с манекеном не справиться. Стараемся одевать их в вещи маленьких размеров, они лучше смотрятся.
- 13 лет специализируюсь на продаже одежды. Наловчилась переодевать манекены самостоятельно, - удивила продавец следующего магазина. - Правда, у нас они не такие тяжелые, с разборной конструкцией. Сначала снимаю-одеваю нижнюю часть, потом верхнюю. Коллекции меняем каждый день. Размещаем на манекенах вещи больших размеров, закалывая их сзади булавками, так как маленькие модели более ходовые.
Образцовый скелет
На третьем этаже - царство детских товаров. Поднимаемся по эскалатору и столбенеем: при входе в павильон на нас пустыми глазницами смотрит человеческий скелет, наряженный в подростковую одежду с «загробной» тематикой.
- Это наш маркетинговый ход, мы специализируемся на продаже одежды в готическом стиле, - с готовностью рассказывает продавец. - Сейчас это направление популярно в молодежной среде, и наш скелет всем очень нравится. Он привлекает покупателей, вот и вы не прошли мимо…
Мнения потребителей, среди которых мы провели экспресс-опрос, на сей счет разделились.
- Относимся к этому нормально. Дети воспринимают подобные образы как игру. Это для них своеобразный способ самовыражения, причастности к субкультуре, обладающей тайнами, - лояльно настроена мама троих детей.
- Это кощунство! - возмущаются мама и бабушка семилетнего Артема. - Интерес к мистике, теме смерти, загробного мира означает эмоциональную нестабильность подрастающего поколения, склонность к суициду, пропаганда которого и без того навязывается в Интернете. В нашей жизни сегодня и так много негатива, зачем же его усугублять? Считаем подобную форму рекламы некорректной.
- Прикольно! - кратко выразил свое мнение один из пап. - Мы уже всей семьей вчера посмеялись над этим чудом.
Комментарии (0)