Лик князя должен быть светлым

statics/images/arcticles/102017/25102017x9e02b80f.jpg
Игумен Дионисий (Воздвиженский) вручил митрополиту Игнатию резной образ преподобного Иоасафа Каменского.
Фото информационного отдела Вологодской епархии
На недавнем торжестве по случаю открытия Преображенского Спасо-Каменного монастыря игумен обители Дионисий (Воздвиженский) вручил митрополиту Игнатию резной образ преподобного Иоасафа Каменского, подвизавшегося в древней обители на Кубенском озере.
- Именно так будет выглядеть крышка раки для мощей святого Иоасафа, - пояснил игумен Дионисий. - Мы готовимся к перенесению их из Вологды на наш островной монастырь.
Сейчас мощи преподобного Иоасафа - в вологодском соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Святыню хотели было перенести на остров сразу, как Священный Синод открыл монастырь, но, как отметил глава Вологодской митрополии, возможно, мощи преподобного Иоасафа вернутся в Спасо-Каменный монастырь вместе с Патриархом Кириллом. Вероятно, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетит древнейшую островную обитель Русского Севера во время визита в Вологодскую митрополию, который намечен на середину июня будущего года. 
Художник-реставратор, резчик по дереву Михаил Кирьянов, автор подарка митрополиту Игнатию, тоже был на службе в день открытия Спасо-Каменного монастыря:
- Такой день пропустить нельзя, - считает художник. - Не каждому удается побывать на открытии монастыря.
Образ святого, подаренный игуменом митрополиту Игнатию, - это уменьшенная в пять раз копия.
Мастер работает тщательно: сначала сделал образ в пластилине, и только потом вырезал из клена.
- Дальше - просто? - спрашиваю Михаила Рудольфовича. - Основное-то уже опробовано: увеличить - и все дела… 
Оказалось, мое дилетантское мнение никакой критики не выдерживает. Небольшой размер показывает соотношение основных частей образа, а как это будет выглядеть на раке, надо выяснять снова и снова. Изменение масштаба - не механический процесс, а творческий, надо исследовать, как будет смотреться каждая деталь.

Справка

Михаил Кирьянов.
Член Союза художников России. Живет и работает в Вологде. Закончил Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В. М. Васнецова.  Произведения художника находятся в коллекциях Вологодской областной картинной галереи, Вологодского музея-заповедника, Государственного Русского музея, в частных собраниях в России и за рубежом.

Поэтому снова делается пластилиновый макет, теперь уже в натуральную величину.
Для своей работы Михаил Кирьянов в качестве одного из образцов (точнее сказать - источников) использует сохранившуюся раку, в которой сейчас находятся (в Церкви говорят - благоговейно почивают) мощи святого Иоасафа. Почему нельзя было просто повторить? 
- Ну, - разводит руками Михаил Рудольфович, - это решал отец игумен. Он полагает, что в древнем монастыре рака, выполненная в стиле XIX века, странно будет смотреться. И я с ним согласен. 
На крышке раки, которая сейчас находится в вологодском Рождество-Богородицком соборе, образ преподобного Иоасафа написан масляными красками в академическом стиле, в то время его использовали очень широко.
- Рака серебряная?
- Нет, ее только посеребрили, - разъясняет Михаил Кирьянов. - Серебряным был, судя по всему, ковчег с мощами. 
Традиции резного изображения святых на Руси довольно богаты, они восходят к работам художников Западной Европы, а то и дальше - к Древнему Египту, искусству Азии. 
Кстати, к резному изображению святых на раках обращаются не только в Вологде. Образы преподобного Илии Муромца, преподобного Серафима Вырицкого, святого воина Феодора Ушакова - все они вырезаны в дереве современными мастерами. 
- Какой материал используют резчики?
- Тут выбор мастера и заказчика. Кому какой нравится. Рака преподобного Серафима Вырицкого, например, сделана из дуба. Я тоже предлагал отцу Дионисию выполнить в дубе, а он неожиданно предложил: «А давай кипарис!» Ну, говорю, как благословите. Материал хороший, я о кипарисе и не мечтал.
Кипарис для раки привезли с Черноморского побережья Кавказа. 
- Все жития говорят об одном, - рассуж­дает художник, - что Иоасаф был чистым отроком, к нему при его жизни относились как к святому. Вот что надо передать…

Андрей САЛЬНИКОВ

Православие Церковное искусство

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: