На сельской Рублевке снова расцвели груши и лимонник

statics/images/arcticles/052019/29052019x3f599228.jpg
Супруги Онищук счастливы вместе уже 50 лет.
Фото Игоря Аксеновского
Заморский плод фейхоа намерен вырастить на своем приусадебном участке житель великоустюгской деревни Карасово Андрей Онищук. Впрочем, главный плод в семье Онищуков, отметивших недавно золотую свадьбу, созрел уже давно. И имя ему - любовь и согласие.

Четыре танкиста и Мария 

Сама семья в какой-то мере интернациональная. Мария Николаевна - местная, карасовская, а ее супруг, Андрей Андреевич, родом с Украины, из Житомирской области. Хотя тогда, полвека назад, и он, и она были из единой страны, пока еще не разделенной таможнями да границами.
- Как познакомились? В попутной машине, что нас в Полдарсу вместе везла, - улыбаясь, вспоминает Мария Николаевна. - Но тут своя предыстория. Я в многодетной семье росла, пятеро детей. Так что только восемь классов в школе окончила, дальше учить меня матери было не на что. Пошла трудиться счетоводом в местный колхоз, но мне сидячая работа не нравилась. Поехала в Полдарсу к сестре, устроилась помощником повара в столовую, но родителей, естественно, проведывать ездила. И вот как-то на обратном пути судьба меня с Андреем и свела.
- А я буквально за неделю до этого из армии демобилизовался. Служил в Львовской области, в танковых войсках, - подключается к разговору Андрей Андреевич. - Ну и перед самой демобилизацией в нашу часть товарищ представительный из Устюга приехал, стал агитировать на лесозаготовки в Полдарсу, сулил хорошую зарплату. Вот мы, четыре армейских друга, и согласились. И, не заезжая к себе домой, прямиком на Вологодчину отправились. 
По словам Марии Николаевны, бывший танкист почти сразу покорил ее сердце своей основательностью, серьезностью и отсутствием вредных привычек. Прежние сельские кавалеры на свидания нередко подшофе приходили, а этот всегда трезвым, опрятным, конфеты и цветы дарил. Вскоре стали жить вместе, а в апреле 1969-го официально расписались.
Какое-то время в Полдарсе провели, потом в архангельской Урдоме. Он трактористом работал, она продавцом. Дети родились - дочь да сын. Но своей школы в Урдоме тогда еще не было, и в 1974-м Онищуки всей семьей перебрались в Воркуту. Там супруга на зоотехника отучилась и на птицефабрику заполярную устроилась. 

Виноградное счастье

Но отработав 20 лет на севере, решили вернуться на малую родину Марии Николаевны в Карасово. 
К переезду со всей серьезностью подготовились. Заранее стали в деревне дом строить, купили в Воркуте трактор и телегу, чтобы потом все это на платформе до Устюга привезти. 
В первый же год, как окончательно в Карасово переселились, почти целый гектар картошки посадили - так по работе на земле соскучились. Да живности разной завели: кроликов, уток, индюков, поросят. Во второй половине 90-х, когда подолгу не только выплаты зарплат, но и пенсий задерживали, все это очень кстати оказалось.
Потом материальное положение наладилось, но огород остался. И растут теперь здесь не только традиционные для наших мест крыжовник, морковка и лук, но и пока еще довольно редкие для северо-востока Вологодчины китайские лимонники да груши. 
За огород и живущих в сарае кроликов отвечает Андрей Андреевич. Он же и главный в семье рыбак-добытчик. А еще, по его же собственному признанию, «счастливый подкаблучник».
- Нет, что вы, он шутит так, - поясняет Мария Николаевна. - Все основные бытовые и финансовые вопросы стараемся вместе решать. Хотя действительно живем счастливо, в мире и согласии. Муж у меня к тому же романтик. Вот уже больше полувека вместе живем, а он каждый год по весне, как только первоцветы пойдут, обязательно их нарвет да мне подарит. 
Почетное звание романтика подтвердил глава семьи и во время торжеств по случаю золотой свадьбы. Тогда в Карасове практически весь большой клан Онищуков собрался - двое детей, пять внуков и правнук. Вот встал среди них Андрей Андреевич и говорит:
- Если бы появилась возможность жизнь назад отмотать, я бы снова в той машине, что в Полдарсу шла, обязательно оказался, ни о чем не жалею!
Интересно, что живут Онищуки в той части деревни, что сами местные жители карасовской Руб­левкой называют. Дома вдоль улицы пусть и достаточно простые, но аккуратные. Во всем тут хозяйская рука чувствуется.
- Если работать, а не лениться, то и в деревне жить хорошо можно, - подтвердила наши наблюдения Мария Онищук. - Особенно летом, когда грибы да ягоды идут. К нам тут недавно дочь подруги приезжала, она в Америке живет. Все удивлялась - у них-то лесные ягоды только в супермаркетах продаются, а тут пошел да насобирал сколько нужно. Ну а вечером за околицу выйдешь - тишина, воздух чистый-чистый. Не случайно бывшие воркутинские друзья, что перебрались затем в Москву, Тулу и Киров, чуть ли не каждый год у нас собираются. А мы только за - гостям всегда рады! 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: