На вокзалах будущего сделано все для комфорта пассажиров
Полетят ли по Вологодчине «Орланы» и чем пассажиры «северных» поездов обязаны тюленю Ваське - об этом и многом другом журналисты региональных СМИ узнали во время информационного пресс-тура, организованного Северной железной дорогой.
СЖД обслуживает территорию площадью более одного миллиона квадратных километров, на которой проживают свыше шести миллионов человек. Это Вологодская, Ярославская, Ивановская, Костромская и Архангельская области, республика Коми, часть Ямало-Ненецкого автономного округа, Владимирской и Тверской областей.
Впечатленный император
В этом году СЖД отмечает свое 155-летие: в сентябре 1868 года открылось движение по Шуйско-Ивановской линии, входящей теперь в состав Северной дороги. В 1872-м поезда пришли в Вологду, а вот дальше развитие застопорилось.
Для главного инвестора и вдохновителя строительства дороги Вологда - Архангельск Саввы Мамонтова поворотной в этом плане стала Всероссийская ярмарка в Нижнем Новгороде. Обустроенный им павильон «Крайний Север», пропагандировавший в том числе железную дорогу на Архангельск, был одним из самых интересных - для него в специальном ящике даже привезли дрессированного тюленя Ваську. По легенде, он встретил Николая II звуками «ур, ур, ура», после чего впечатленный император якобы и дал разрешение на обустройство трассы на север.
В реальности строительство дороги на Архангельск началось на два года раньше, но открыли ее действительно уже после ярмарки. Первоначально линия была узкоколейной и изобиловала многочисленными спусками и подъемами, на которые маломощные тогда паровозы иногда не могли взобраться самостоятельно - требовались толкачи.
За прошедшие годы СЖД изменилась до неузнаваемости - теперь она одна из самых грузонапряженных в системе «Российских железных дорог» с новыми технологиями и современным подвижным составом. С 2020 года по ряду пригородных маршрутов в Архангельской, Ивановской и Ярославской областях стали курсировать рельсовые автобусы РА-3 «Орлан». Работающие на дизельной установке, они небольшие - на два-три вагона, но комфортные - с мягкими и удобными креслами, красивым салоном, системой озонирования и обеззараживания воздуха.
Правда, в нашей области «Орланы» мы вряд ли увидим. Они задействованы на неэлектрифицированных участках, а Вологодский регион СЖД в этом отношений самый продвинутый - практически повсеместно в ходу электровозы и электропоезда.
Технологии вписали в ретростиль
Кстати, на реконструированном недавно вокзале в Иванове, где для журналистов проводили презентацию построения эффективной транспортной системы, журналисту «КС» удалось пообщаться с генеральным директором Северной пригородной пассажирской компании Владимиром Крупиным. По словам Владимира Александровича, плановое обновление пригородного состава на Вологодчине должно начаться с 2027 года, но сейчас компания ведет переговоры с региональным департаментом дорожного хозяйства и транспорта с целью возможного ускорения процесса.
И если новые составы действительно поступят, «обкатывать» их, не исключено, доверят ставшей теперь знаменитой Екатерине Парфеновой. В настоящее время в составе локомотивных бригад СЖД трудятся только три представительницы прекрасного пола, и одна из них - вологжанка, с 2021 года работающая помощником машиниста на пригородных поездах. Екатерина из династии железнодорожников. С детства она мечтала водить поезда и в 19 лет, пройдя соответствующее обучение, смогла осуществить свою мечту.
Показали журналистам и отреставрированный вокзал в Шуе - небольшом городе Ивановской области с населением в 55 тысяч человек. Этот вокзал - наглядный пример того, как можно органично соединить действующий транспортный объект (ежедневно отсюда отправляется полтора десятка пассажирских и пригородных поездов) с активно развивающейся сейчас туристической отраслью.
В процессе реконструкции вокзалу вернули исторический облик - восстановили декоративную резьбу и наличники, воссоздали вышки-башенки с часами и шпилем. Старинный колорит приобрел и перрон: фонарные столбы, ограждение, элементы навеса, деревянные скамейки, урны выполнены в едином ретростиле с элементами художественной ковки. При этом были полностью модернизированы все инженерно-технические системы, в зале ожидания для пассажиров установлены эргономичные сидения, были учтены все требования по созданию безбарьерной среды для маломобильных групп населения.
Новая технологическая начинка прекрасно вписалась и во внутренних помещениях, где потолок вновь украсили декоративная лепнина, освещать пространство стали люстры под старину. В целом же вокзал и правда выглядит «как раньше», вызывая настоящий восторг у пассажиров туристических поездов, которых в Шую прибывает все больше и больше.
Максим ВОЛОДИН
Комментарии (0)