Находчивая железнодорожница из Чагоды любит серые щи

statics/images/arcticles/032023/07032023xbe521209.jpg
Посещение музеев, и не только железнодорожного, остается любимым занятием столетней жительницы Чагоды.
statics/images/arcticles/032023/07032023x1ef5d331.jpg
Анечка Артемьева в довоенные пионерские годы.

В эти дни старейшая жительница Чагоды Анна Ивановна Соловьева, вся жизнь которой связана с железной дорогой и чагодощенским краем, отмечает свой столетний юбилей.

Ранней весной 1942 года девятнадцатилетней девчонкой Анна, тогда еще Артемьева, стала работать стрелочницей на станции Старое Огарево. Чтобы соединить две железные дороги - Северную и Октябрьскую - и тем самым разгрузить Вологодский железнодорожный узел, уже 18 ноября 1941 года началось строительство железнодорожной ветки Чагода - Кабожа длиной 48,5 километра, которую построили за три недели в нечеловеческих условиях суровой морозной зимы. 

В Огарево доставлялись цистерны с горючим для заправки самолетов Пильнецкого аэродрома. Это была настоящая железная магистраль, обеспечивавшая жизнь Ленинграду. В 1942 году Анне Ивановне было присвоено звание младшего сержанта, затем - сержанта. 

По окончании курсов в 1943 году Анна Ивановна работала дежурной на станции Бортниково, куда в любую погоду ходила пешком за шесть километров из Чагоды. Все работники на станциях жили в землянках, находились на казарменном положении, обеспечивая бесперебойное движение 20 составов в сутки. Это были эшелоны с солдатами и военной техникой, санитарные поезда. Дежурили иногда по 24 часа в сутки. Особенно тяжело приходилось морозной зимой, когда хрупкой девчушке надо было на полном ходу передавать помощнику машиниста паровоза жезл одной рукой, а второй держать тяжелый керосиновый фонарь. В редкие минуты отдыха девчонки любили слушать песни и танцевать под звуки патефона.

После снятия Ленинградской блокады Анну направили на станцию Малукса, в 10 километрах от которой находились немцы. Все вокруг было заминировано противотанковыми минами. Работать приходилось в экстренных ситуациях. Начальник станции Сергей Степашов подорвался в карьере во время отгрузки балласта для восстановления железной дороги, и Анна Ивановна исполняла его обязанности. В Малуксе не было ни одного дома: все разбомбили, даже станция была в землянке. Вдоль железной дороги не было ни одного целого дерева: все разбиты снарядами.

После окончания курсов начальников станции в Ленинграде Анна Ивановна получила звание младшего лейтенанта.

Радостную весть о Победе она узнала от диспетчера рано утром во время дежурства. Поезда шли каждый час, не останавливаясь, и находчивая железнодорожница прикрепляла к жезлу записки с единственным словом - «Победа!».

В 1947 году Анна Ивановна вернулась в свой поселок и стала работать дежурной по станции Чагода, с 1962-го - товарным кассиром, а затем - старшим товарным кассиром, откуда в декабре 1983 года ушла на заслуженный отдых. Она имеет государственные награды, но больше всего дорожит медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.». 

Несмотря на свой преклонный возраст Анна Ивановна и сейчас занимает активную жизненную позицию. Она стала вдохновителем создания гастрономического бренда «Чагода - родина серых щей», а ее рецепт лег в основу одноименной книги рецептов и стихов. 

Воспоминания Анны Ивановны вошли в документальный фильм «Неоценимый подвиг», посвященный железнодорожникам, которые ковали Победу во время Великой Отечественной войны, снятый киногруппой под руководством председателя Общества любителей железных дорог Алексея Вульфова, и в сборник воспоминаний железнодорожников Октябрьской магистрали «Память сильнее времени». 

Мало кто знает, что на 70-летие Победы паровоз пришел на станцию Чагода благодаря личной просьбе Анны Ивановны, которой удалось убедить Алексея Вульфова в успехе этого мероприятия и важности его для подрастающего поколения. Анна Ивановна приняла активное участие в исторической реконструкции «Прибытие поезда Победы на железнодорожную станцию Чагода».

Солдатская и офицерская шинели Анны Ивановны удостоены диплома Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» за участие в конкурсе «Самый лучший экспонат для моего музея» и выставлены в Музее железной дороги в Санкт-Петербурге. 

В преддверии 75-летия Победы воспоминания юбилярши были показаны в фильме «Малые дороги Победы» в программе «Клуб любителей железных дорог», которая выходит на московском отраслевом телеканале «РЖД ТВ». Во всех пригородных поездах Северной пригородной пассажирской компании (Ярославль), оборудованных телевещанием, показывают ветерана войны Анну Ивановну Соловьеву в фильме «Неоценимый подвиг», в котором она рассказывает о строительстве железнодорожной ветки Чагода - Кабожа. У потомственной железнодорожницы, а общий профессиональный стаж семьи составляет 240 лет, до сих пор на глаза наворачиваются слезы при воспоминаниях об этой страшной войне.

В свой необыкновенный юбилей Анна Ивановна полна оптимизма, любит встречаться с молодежью, печет вкуснейшие пироги, радуется каждому прожитому дню и заготовляет крошево для ее самых любимых серых щей. 

Александр ГЛАДЫШЕВ, поселок Чагода

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: