Небо. Самолет. Девушка

statics/images/arcticles/122022/27122022x779eed84.jpg
Пилот из Новосибирска Анастасия Тушенкова рассказывает, что девушки очень старательно учатся в авиационных вузах.
Фото Даниила Зинченко

Новость о единственной девушке-пилоте на предприятии «Северсталь Авиа» облетела всю страну. Анастасии Тушенковой 24 года, она налетала уже 400 часов на канадском Bombardier CRJ-200. «Красный Север» решил лично познакомиться с этой необычной девушкой.

Первый прыжок

Дорога в небо для Насти началась в Новосибирске. В 9-м классе она попала в авиа­ционный кадетский корпус, где и случились ее первые прыжки и полеты. Она вспоминает, что после первого прыжка с парашютом в 16 лет поняла: это ее стихия.

- За хорошую учебу в кадетском корпусе мне подарили особенный прыжок. Мы прыгали в тандеме с высоты четырех километров - это очень высоко по сравнению с небольшими тренировочными прыжками. Главная прелесть такого прыжка - довольно большой период свободного падения и потом возможность долго маневрировать и делать виражи на специальном спортивном парашюте. 

Сейчас такие прыжки проводятся в специальных масках, а тогда ее просто предупредили: главное - очень сильно улыбайся, иначе ветром буквально раздирает щеки. Так что первые секунд 30 ощущения были не очень приятными. Зато когда началось парение и она с высоты увидела землю во всей красе - сердце зашлось от восторга, это такая магия!..

После 10-го класса она начала тренировочные полеты на небольшом Як-52, тогда ей было всего 17. Спрашиваю: не было ли страшно? Она хохочет: когда ты почти ребенок, тебе ничего не страшно, просто очень хочется все-все попробовать! 

Родители, конечно, волновались из-за такого увлечения. Мама у нее - учитель гео­графии, папа - водитель КамАЗа. Особенно переживала бабушка. Но Настя никогда заранее не предупреждала, что ей сегодня предстоит. Просто сообщала всем по факту: сегодня прыгнула, сегодня полетала. Но отговаривать ее никто не пытался: было видно, что девушка нашла свое призвание. 

Жажда скорости

Спустя время на одной из подготовок ее инструктор во время построения подал ей «тайный знак»: толкнул по ноге - это означает, что она допускается к первому самостоятельному полету. То есть только ты, самолет и небо. И никакого инструктора. Настя справилась с задачей отлично! Такой чести до этого никогда не удостаивались девушки из кадетского корпуса. 

- Эти 10 минут не было никакой эйфории, это очень ответственно, это тотальный контроль. Зато потом меня встречали с цветами, качали на руках! - вспоминает Настя.
Поэтому после окончания кадетского корпуса у нее не было вопросов, кем быть. 

И если до этого у нее были идеи стать филологом или психологом, то теперь она знала точно: только небо. Причем мечтала она о военной авиации: хотела летать на истребителях.

- Я очень люблю скорость! Но в обычной жизни на машине я никогда не гоняю, - тут же оговаривается она.

Зато теперь она «гоняет» в небе - по три-четыре полета в неделю: Москва, Петербург, Архангельск, Мурманск, Апатиты, Екатеринбург, Петрозаводск... 

Письмо Шойгу

С военной авиацией не срослось: в тот год, когда поступала Анастасия, в Краснодарском военно-авиационном училище не было набора девушек на военные специальности. Настя в том году участвовала в конкурсе красоты газеты «Комсомольская правда» и попросила опубликовать ее письмо Сергею Шойгу с просьбой принять ее на кафедру военной авиации. Но затея не удалась: девушек тогда туда не брали, пообещали взять лишь на следующий год. 

В связи с этим она выбрала Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Проходной балл был очень высоким: порядка 240 - 250, поэтому за ЕГЭ по русскому, математике и физике нужно было получить не менее 60 баллов, чтобы поступить на «бюджет». На летную специальность с первого раза она не прошла, поэтому год училась на наземных службах, не оставляя идеи все же поступить в следующем году в Краснодар. 

Но в результате они все обсудили с мамой, которая к тому времени перебралась в Питер, и решили остаться в выбранном институте, получив шанс перевестись на летную специальность. 

- Девушек в авиации с каждым годом все больше. В моей группе было семь девчонок, а на весь курс из 100 человек - 15 девчат. Вообще ребята в институте к девчонкам хорошо относятся, ведь девочки всегда все знают, всегда тщательно записывают лекции. Так что перед парами проще всего спросить у однокурсницы: ну что у нас там сегодня? - улыбается Настя.

Хотя учеба давалась ей легко, но все же пришлось покорпеть над радиоэлектроникой, аэронавигацией, аэродинамикой, зазуб­рить электрические схемы - это оказалось самым сложным для юного пилота. Но институт она окончила с отличием!

- Зато теперь я могу разобрать и собрать самолет, на котором летаю. Без шуток! - серь­езно добавляет Анастасия.

Еще одним «барьером» на пути к небу оказалась пандемия: девушка выпускалась в тот год, когда почти все аэропорты были закрыты, людей сокращали, устроиться на работу было очень сложно.

Анастасия же сделала выбор в пользу «Северсталь Авиа»: один из ее преподавателей предложил обратить внимание на эту компанию, где когда-то начинал свою летную карьеру его сын, рассказав, что коллектив там очень дружный. Она послала свое резюме в Череповец. 

- Почти всем однокурсникам хотелось начать карьеру в какой-нибудь крупной компании, но я не гналась за масштабами: мне было важно, как меня примут. По факту процентов 20 сейчас до сих пор сидят без работы. А я очень рада, что попала сюда: здесь такое отношение к людям, о чем в большой компании можно только мечтать. Даже дорогу в Череповец оплатили из корпоративного бюджета, поселили в гостинице при аэропорте, помогали искать квартиру для аренды… В каком-нибудь авиагиганте вряд ли со мной стали бы так возиться, - делится Анастасия.

Английский в маске

В авиапарке «Северсталь Авиа» - наши родные Сухой Суперджет 100 и канадские Bombardier CRJ-200. Чтобы получить сертификацию на «канадца», Настю отправили на несколько месяцев во Францию в городок Морга́, где обучают управлению именно этим самолетом.

В тему

Уже к концу 1911 года 20% от всех учеников летных школ были женщины. 
• Одной из первых женщин-пилотов в России стала жена инженера-пилота, ставшего впоследствии летным инструктором Павла Кузнецова, - Домникия Кузнецова-Новолейник. 
• Первой летчицей, получившей официальный документ в России - летный диплом, стала дочь генерала, героя Балканской войны Виссариона Зверева - Лидия Зверева.
• Следом за Зверевой летный диплом получила Евгения Шаховская. С началом Первой мировой войны она подала прошение Николаю II об отправке ее на фронт.
• Родственница известного одесского миллионера, президента Одесского аэроклуба Артура Анатры - Евдокия Анатра - стала следующей женщиной-пилотом в 1911 году.
• Актриса Любовь Голанчикова променяла актерскую профессию на небо. До этого Голанчикова выступала под псевдонимом Мили Море (Молли Мор). 

- Это был очень забавный опыт! Я считала, что у меня неплохой английский, но, конечно же, он мне неродной. А там преподавали французы, и тоже на английском, но с акцентом. Добавьте к этому то, что все преподаватели были в масках из-за пандемии. Плюс это абсолютно техническая информация: все микросхемы, блоки, стандарты обслуживания. Так что первую неделю пришлось прокачать свои навыки воспринимать ломаный английский со слуха. Зато теперь я свой CRJ знаю во всех подробностях, - рассказывает Настя, которая уже год работает на «Северсталь Авиа» именно на этой модели самолета. 

- Он компактный, маневренный, послушный, надежный. Не самолет, а мечта пилота, - улыбается Настя. 

Сейчас на этот же самолет лицензируется молодой человек Насти - Лева. Они познакомились еще на первом курсе института, но ему пришлось сделать перерыв на армейскую службу, поэтому он оканчивал вуз на год позже нее. Они мечтают, что им удастся работать вместе. А пока пара встречается урывками, когда Насте удается прилетать в Петербург. 

Она снимает квартиру в Череповце и пока из всей Вологодчины успела побывать только в Белозерске. Я не преминула пригласить ее в красавицу Вологду: это упущение надо исправлять.

Говоря о мечтах, Настя удивила меня их необычностью: я, говорит, мечтаю жить в горах и иметь свой личный планер, чтобы летать без двигателя - только я и ветер. Говорит, что не планирует летать до старости и мечтает когда-нибудь открыть свою частную школу для детей. Пусть все сбудется у этой отважной мечтательницы, которая точно знает, как превращать свои мечты в реальность. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: