Неизвестная война Федора Абрамова

Русского писателя Федора Абрамова многое связывало с Вологодчиной. Но, наверное, мало кто знает о том, что во время Великой Отечественной войны контрразведчик Абрамов участвовал в одной из радиоигр с гитлеровской разведкой, которая велась с территории нашей области. Эта игра впоследствии вошла в золотой фонд операций против фашистских разведчиков. Сегодня мы расскажем читателям об этом малоизвестном эпизоде военных лет. 
Из блокадного Ленинграда - в Сокол
Лауреат Государственной премии по литературе 1975 года Федор Александрович  Абрамов умер около тридцати лет назад 14 мая. Самыми значительными произведениями писателя стали: «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом», «Пелагея», «Алька», «Чем живем-кормимся». Жестокая правда предвоенной и военной жизни в деревне, переплетение судеб, характеров и событий заставляет задуматься о мире, о собственной жизни, о нашей истории, о великом терпении русского народа и его любви к родной земле.
Федор Абрамов родился 29 февраля 1920, високосного года, в «касьянов день», в деревне Веркола Архангельской области. По русскому поверью, человека, родившегося в этот день, ждет печальная судьба: он будет всю жизнь несчастен, его ожидает ранняя смерть, тяжелая болезнь или увечье.
Да, в его жизни было тяжелое ранение, когда студент Ленинградского государственного университета Федор Абрамов 14 июля 1941 года вступил в народное ополчение и, будучи пулеметчиком 377-го артиллерийского батальона, защищал Ленинград. 
Из блокадного города Федора Абрамова Дорогой жизни вывезли в эвакогоспиталь города Сокола Вологодской области. Дальнейшая его военная служба проходила уже не на фронте: запасной стрелковый полк в Архангельске, затем Архангельское военно-пулеметное училище - помощник командира взвода.
Из комсомольской характеристики того времени: «…Он, как комсомолец, был выделен взводным агитатором. Его беседы и лекции пользовались большим авторитетом среди личного состава роты как одного из лучших мастеров слова... Дисциплинирован, выдержан, комсомольские поручения выполняет аккуратно и добросовестно. Взысканий не имел. Являлся одним из лучших командиров. Морально выдержан, политически устойчив».
«Я внимательно прочел приказ товарища Сталина четыре раза»
Образованный, с боевым опытом, старший сержант Абрамов не мог не попасть в поле зрения кадровиков органов госбезопасности. Особо их привлекло знание Федором Александровичем иностранных языков - он говорил по-польски и достаточно хорошо мог разговаривать по-немецки. 
17 апреля 1943 года Федор Абрамов принимает присягу, и его зачисляют в отдел контрразведки НКО «Смерш» Архангельского военного округа.
Служба началась не слишком удачно. Бывший студент университета в одном из разговоров с сослуживцами как-то сказал, что не видит смысла в конспектировании приказов главнокомандующего - товарища Сталина: это отнимает много сил и времени. Грянуло разбирательство, грозившее по тем временам весьма и весьма серьезными последствиями. 
Но не напрасно в комсомольской характеристике его отмечали как одного из лучших мастеров слова. Будущий лауреат госпремии по литературе написал объяснение, удовлетворившее даже завзятых сталинистов: «...приказ тов. Сталина является квинтэссенцией мысли, каждое предложение, каждое слово его заключает в себе столь много смысла, что в силу этого необходимость конспектирования приказа в принятом значении сама собой отпадает.
Я сказал далее, что приказ тов. Сталина представляет собой совокупность тезисов, дающих ключ к пониманию основных моментов текущей политики, и что каждый тезис может быть разработан в авторитетную публицистическую статью. В том же разговоре я обратил внимание на изумительную логику сталинских трудов вообще, что не всегда можно найти в речах Черчилля и Рузвельта, на сталинский язык, обладающий всеми качествами языка народного.
Что касается изучения приказа тов. Сталина, то я внимательно прочел его 4 раза и, по совету товарища Р., тщательно законспектировал.
Приказ тов. Сталина внес ясность в мое понимание международной обстановки».
Трудно поверить, читая романы Федора Абрамова о судьбах русского народа, что такими были его истинные мысли. Но он блестяще справился с защитой от ретивых политработников. 
Операция «Подрывники»
Отдел контрразведки «Смерш» осуществлял контрразведывательное обеспечение военного округа на территории Архангельской, Вологодской областей, Карельской и Коми автономных республик. Тысячи советских военнопленных, завербованных в немецкие и финские разведшколы, проходили там обучение под руководством многоопытных «рыцарей плаща и кинжала», и потом их забрасывали в ближние и дальние тылы Красной Армии для ведения разведывательной работы и осуществления диверсий на коммуникациях и важных военных и промышленных объектах.
Главной задачей контрразведчиков «Смерша», среди которых был и Федор Абрамов, являлась борьба с разведкой и диверсантами противника на территории Архангельского военного округа.
Тяжел и изнурителен труд военного контрразведчика. Подопечная территория огромна, как говорится, «два лаптя по карте-миллионке». Только осенью 1943 года в Вологодской и Архангельской областях было выброшено на  парашютах 27 разведывательных и диверсионных групп противника. Федор Абрамов принимал участие в следствии по восьми из них.
С осени 1943 года Вологодская область становится постоянным местом командировок Федора Абрамова.
В ночь на 8 октября 1943 года у деревни Дорки Мяксинского (сейчас - Череповецкого) района Вологодской области с немецкого самолета была десантирована разведгруппа абвера из двух человек. Старший группы - Николай Головенченко, попавший в немецкий плен под Вязьмой. У немцев он обучался в разведшколах под кличкой Варламов. У радиста группы Афанасия Арсеньева была радиостанция «Север» для передачи разведдонесений в штаб абвера в Пскове.
Руководство «Смерш» Архангельского военного округа назначило следователем по делу этой группы Федора Абрамова. Он допрашивал радиста лично. Протокол содержит подробнейшее описание техники шифрования.
Такое детальное изучение было необходимо для организации радиоигр с немецкой и финской разведками, в процессе которых можно было передавать дезинформацию противнику и выманивать новых агентов, создавая видимость активной работы за линией фронта. В случае успеха игры противник посылает все новые группы, и его разведка начинает работать вхолостую, так как все группы захватываются советской контрразведкой.
Опыт, накопленный за год работы по разоблачению немецких агентов, образование, полученное в университете, знание психологии и военный опыт, позволяющий разговаривать как фронтовик с фронтовиком, сделали из Федора Абрамова хорошего специалиста-контрразведчика. Ему поручили участвовать в одной из радиоигр с немецкой разведкой, которая велась с территории Вологодчины.
Игра, получившая название «Подрывники», вошла в золотой фонд операций против немецкой разведки во время Великой Отечественной войны. Органы НКВД Вологодской области совместно со «Смершем» Архангельского военного округа создали легенду, что на территории Сямженского и Вожегодского районов существует многочисленная группа недовольных советской властью переселенцев с Западной Украины, готовых начать повстанческое движение. Нужна помощь от немцев. Немецкая разведка клюнула на это, и осенью 1943 года в районе разъезда Ноябрьский выбросила на парашютах группу разведчиков под руководством Григория Аулина. Ее цель - начать организацию повстанческого движения и провести диверсии на железных дорогах.
Группа была задержана контр-разведкой и включена в радио-игру «Подрывники». В результате умелой дезинформации советской контрразведки германское командование поверило в возможность работы в глубоком тылу русских и 1 ноября 1943 года сбросило десант диверсантов в составе 14 человек для соединения с Аулиным. Старший группы Федор Сергеев сразу же согласился работать на нашу контрразведку, и его рацию включили в новую игру. Этой игре дали название «Подголосок» и назначили ее руководителем Федора Абрамова.
Абрамов по рации Сергеева передал немцам, что группа Аулина не найдена. Немцы приказали Сергееву работать самостоятельно. Долго водили за нос немцев работники «Смерша». Две рации подтверждали данные, передаваемые немецкой разведке, что делало игру очень правдоподобной, и немцы полностью верили им.
За участие в радиоиграх и успешную дезинформацию противника лейтенант Федор Абрамов был награжден именными часами. 
Федор Александрович Абрамов служил в «Смерше» до 22 октября 1945 года, а затем вернулся в родной университет.
По легенде, разработанной НКВД Вологодской области и «Смершем» Архангельского военного округа, в Сямженском и Вожегодском районах было много недовольных советской властью переселенцев с Западной Украины, готовых к восстанию, и им нужна была помощь немцев. Германская разведка клюнула на это.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: