О чем говорят шрамы подростков
«Я заметила у 13-летней дочери на руке недавно зажившие порезы. Спросила, что это? И она спокойно ответила: «Такое было настроение». Я похолодела, а она ничего особенного в этом не видит», - рассказала нам вологжанка Надежда.
Тема саморазрушающего поведения у подростков стала одной из главных на недавнем областном родительском собрании. Разбираемся вместе со специалистами, о чем сигнализируют взрослым «знаки» на теле детей.
«Мне это помогает»
- Как и любой родитель, я сначала пыталась разговаривать, потом несколько раз поорала. Потом психолога нашла ей, с которой она до сих пор работает, - рассказывает нам Надежда. - А вообще моя вина в том, что поздно отправила ее к психологу, было бы меньше проблем. Хотя я считаю все это дуростью и избалованностью. Все эти «А-а-а! Я не хочу жить. А-а-а! Обратите на меня внимание!» Что-то, когда я росла, такой тенденции не было, у нас не было телефонов, мы не знали как и что, общались в жизни, гуляли. Все зло от избалованности и телефонов.
Кроме рук, у девочки изрезаны и ноги: она объясняла это тем, что, делая себе больно, она так снимает стресс, это помогает ей успокаиваться. Хотя в чем причина стресса - матери так и не рассказала. Педагоги в школе и медики в больнице никак не реагируют на шрамы, не задают вопросов ни девочке, ни матери. И, к сожалению, история эта не единична.
Главный внештатный психолог Вологодской области Татьяна Загоскина отмечает, что число обращений к психологам только за последний год увеличилось в три раза. Надо понимать, что реально таких случаев больше, так как не все обращаются к психологу - даже можно сказать, что таких меньшинство.
- Я не сразу заметила, что происходит с дочерью. Потому что порезы были под одеждой, и она никогда это не делала при мне. Началось все с увлечения тату, дочь купила себе машинку и сделала несколько небольших тату. Я не одобряю татуировки, и мы говорили об этом. Она делала тату подругам, потом интерес сам собой пропал. Но я начала находить дома вещи, испачканные кровью. Заметила порезы, к тому моменту их было уже довольно много, особенно на ноге, - рассказала Елена, мама 16-летней вологжанки.
Мифы и реальность о поведении подростков
МИФ. Так они пытаются привлечь к себе
внимание.
РЕАЛЬНОСТЬ. Чаще всего это не так. Большинство скрывает свое поведение от окружающих, объясняя следы на теле другими причинами, или прячет их.
МИФ. Это свидетельствует об опасности и агрессивности личности.
РЕАЛЬНОСТЬ. Селфхарм не всегда связан с расстройствами, при которых человек потенциально опасен для окружающих. Такие люди больше опасны для самих себя.
МИФ. Это попытка суицида.
РЕАЛЬНОСТЬ. Люди, которые прибегают к селфхарму, действительно находятся в группе риска, но само такое поведение чаще всего не связано с желанием умереть.
Девочка объясняла это тем, что ей приятно делать себе порезы. Елене стало страшно, когда однажды дочь пришла домой в каком-то странном состоянии, в слезах, сказала, что мать ничего о ней не знает. Поговорили, проблем оказалось гораздо больше, чем она себе представляла. В итоге Елена с дочерью нашли психотерапевта, который ей подошел, не с первого раза. Девочка доверяет доктору и периодически ходит на консультации. Некоторое время она пила легкие антидепрессанты по назначению.
- Сейчас стало лучше, мы больше разговариваем, она перестала делать порезы, но проблема не исчерпана совсем. Я понимаю, что это надолго. В школе об этом не знают, или мне так кажется. Но первая реакция, конечно, страшно. Особенно из-за того, что, например, о простуде я знаю, а о таких состояниях - ничего, - делится своими переживаниями Елена.
Это серьезно
Селфхарм - так еще называют подобное самоповреждающее поведение. Это нанесение себе порезов, ожогов, царапание, выдирание волос.
По данным исследований, 90% людей, которые практикуют самоповреждение, начинают прибегать к нему в подростковом возрасте, когда все чувства и реакции обострены. Еще одна категория риска - женщины, которые не знают, как иначе справиться с негативными эмоциями. Но их поведение может никогда и не стать предметом внимания медицинских работников или социальных служб.
- Причиной, спусковым крючком для подростка может стать все что угодно. Некоторые ситуации вообще не воспринимаются взрослыми серьезно. Однако то, что может быть мелочью для взрослого человека, для ребенка очень болезненно и серьезно. Многие, казалось бы, обычные жизненные ситуации кажутся им неразрешимыми, катастрофическими, и, к сожалению, иногда они решаются на то, чтобы нанести вред своей жизни и своему здоровью, - поясняет Татьяна Загоскина.
Вот почему в подростковый период родителям следует быть особенно внимательными к своим детям. Подростки склонны недооценивать риски и не очень реалистично представляют себе последствия своих действий. У них еще не созрели отделы мозга, которые отвечают за прогнозирование, за долгосрочные планы, за связь действий, которые ребенок предпринимает сейчас, и последствий.
А активное использование гаджетов и Интернета не способствует принятию рациональных решений: дети считают, что в случае чего они всегда могут «перезагрузиться». Риск повышается весной, когда накапливается учебная усталость, не хватает витаминов, школьники становятся очень возбудимыми.
- Селфхарм часто принимают за попытки суицида, но, как правило, это намеренное нанесение себе физических повреждений без суицидальных намерений. За подобным поведением стоит попытка преодолеть эмоциональную и психологическую боль, тревогу и страх, а также ощущение беспомощности и невозможности действовать, - поясняет психолог Лариса Попова.
Но в любом случае это серьезный сигнал о том, что человеку нужна помощь.
Как поступать
Родителям необходимо успокоиться и подумать, прежде чем принимать какие-либо решения и начинать действовать, советуют психологи.
- Иногда первая реакция родителей - задавать ребенку вопросы, однако это может быть расценено как нападение, и ребенок станет еще более закрытым и замкнутым. Не стоит пытаться заставить ребенка прекратить то, что он делает. Часто ребенок в таких ситуациях продолжает наносить себе повреждения, только не сообщает об этом родителям. Дайте ребенку понять, что вы готовы к диалогу с ним, и даже если он не готов принять помощь от вас, скажите, что вы можете помочь найти специалистов, - рекомендует Татьяна Загоскина. - Снаружи мы видим «порезы». Но это верхушка айсберга. Это переживание, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если избегать с подростком разговоров на сложные темы, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например в Интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и опасной.
В системе образования области создана
сеть из более 170 консультативных площадок психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС).
Региональный центр ППМС-помощи:
(8172) 53-03-70.
Единый телефон доверия 8-800-2000-122.
В центры ППМС и на консультационные площадки можно записаться через сайт podderjkasemei35.ru
Необходимо уделить внимание эмоциональному состоянию подростка, оказать поддержку: «Я чувствую, что тебе сейчас тяжело…», «Мы все время от времени переживаем не самые хорошие моменты…». Следует дать ребенку понять, что он любим. Полезно найти что-то увлекательное, чем можно заняться ребенку, по возможности больше времени проводить вместе за какими-то совместными делами.
- Иногда педагоги или родители дают советы, которые не работают: «Прекрати это делать», «Все наладится», «Да какие проблемы у тебя могут быть, у тебя и так все хорошо», «Какой ужас» и тому подобное. Однако самоповреждение это не повод публично осуждать и стыдить. Это крик о помощи, - подчеркивает главный психолог области.
Педагогу, заметившему у ученика признаки самоповреждений, необходимо поговорить с ребенком и дать ему почувствовать поддержку, например вместе пойти к школьному психологу. Педагог в обязательном порядке должен информировать о проблеме руководителя образовательной организации и родителей.
- Ситуация, когда родители не идут на контакт в подобных случаях, довольно частая. Их первая реакция - страх и отрицание. Для некоторых родителей осознание того, что ребенок нуждается в помощи психолога, может оказаться очень болезненным. Они боятся, что если ребенок начнет ходить к психологу, то ему приклеят ярлык «психа», - поясняет Татьяна Загоскина.
Однако не нужно бояться обращаться к специалистам. Они не будут осуждать или давать советы «как жить», но дадут возможность взглянуть на ситуацию по-новому и самостоятельно увидеть пути решения возможных проблем. Родителям важно знать, что при желании и они сами всегда смогут обратиться за помощью к психологам.
Комментарии (0)