Он умел разглядеть ценное в обыденных вещах

statics/images/arcticles/072022/06072022x1795af9a.jpg
Картина художника «Катера на реке Вологде», холст, масло, 2009 год.
statics/images/arcticles/072022/06072022x3c36b3c1.jpg
Владимир Горегляд.

Недавно ушел из жизни один из замечательных вологодских художников-пейзажистов Владимир Горегляд. Из полутора сотен его больших пейзажных работ вы не найдете и трех, которые были бы написаны на сюжет, не связанный с вологодской землей. Он умел разглядеть красоту в самых обычных, привычных для нашего глаза ландшафтах.

Рука Владимира Зотиевича легко узнаваема, даже сам выбор сюжета подсказывает вам имя автора. Художник любил старые, часто уже покинутые людьми дома с готовой рухнуть крышей, замшелые стены старинных церквей и годные только на слом, покосившиеся от старости деревенские избы. Сквозь их обветшалые, темные от дождей стены явственно проступают тени людей, когда-то живших в этих домах, людей, которых, может быть, уже давно нет на этом свете, и эти обветшалые стены остались единственной ниточкой, связывающей нас с ними. Но и эта ниточка готова вот-вот оборваться…

Эта способность разглядеть художественно значимое и ценное в обыденных вещах была заложена во Владимире его отцом, который, не являясь профессионалом, стал великолепным фотохудожником: Зотий Васильевич снимал Вологду сороковых и пятидесятых годов, которой уже давно нет, оставшейся только на черно-белых кадрах, снятых человеком, которому явно было дорого то, что он снимал. Как и отец, Владимир Зотиевич был педантом и аккуратистом, поэтому отцовский архив фотоматериалов и собственные его фотоработы того времени он сохранил в идеальном порядке, собственноручно оцифровав даже негативы. 

Отец научил Владимира не просто щелкать затвором камеры, а тщательно выбирать и продумывать сюжет кадра. В его картинах нет ничего лишнего, все, что изображено на холсте, работает на художественный образ, на то впечатление, которое зритель получает от живописи. Раннее знакомство с черно-белой фотографикой под руководством отца научило Владимира использовать свет и тени как изобразительный инструмент, что позволило Горегляду-живописцу эффективно пользоваться этим инструментом впоследствии.

В те годы широкая сеть бесплатных технических кружков, спортивных секций, литературных объединений, художественных студий безошибочно выявляла одаренных детей, брала их под свою опеку, что позволяло таким ребятам успешно развивать свой талант. Так, только из того класса, в котором учился Владимир, вышли еще два известных вологодских художника - Вадим Протасов и Александр Тоболин. Все они были замечены учителем рисования школы № 9 Барановым и направлены в детскую студию при Дворце культуры железнодорожников, которой руководил замечательный художник Николай Баскаков. Они вместе с женой Джанной Тутунджан на долгие годы стали близкими друзьями Владимира Горегляда. Была еще одна особенность в судьбе Владимира Зотиевича, которая способствовала тому, что в итоге он все равно стал художником. В одном подъезде с семьей Гореглядов жил Семен Георгиевич Ивенский - создатель и первый руководитель Вологодской областной картинной галереи - одного из самых богатых собраний живописи среди российских городов. Будучи замечательным художником (лет двадцать назад две его живописные работы пятидесятых годов были проданы на аукционе Сотбис в Лондоне), Семен Георгиевич вместе с приезжавшими к нему из Ленинграда известными художниками нередко шел на пленэр к реке на Соборную горку или писал старинные деревянные дома на нашей улице. Владимир не упускал возможности понаблюдать за работой настоящих мастеров, виртуозно владевших кистью и мастихином, послушать интереснейшие разговоры о живописи людей, для которых в этой живописи уже не было секретов.

 

Для зрелого творчества судьба оставила Горегляду не более пятнадцати лет. Но и за этот краткий срок Владимир Зотиевич сумел написать более полутора сотен больших «выставочных» пейзажей.

Казалось, что перспектива стать художником была предопределена, но судьба распорядилась иначе. Вся жизнь младшего Горегляда была связана с автоматикой энергетических установок. Десятки промышленных котлов на предприятиях нашей области были запущены и обслуживались Владимиром Зотиевичем и его инженерной командой. Лишь за несколько лет до ухода на пенсию Владимир взял в руки кисть и встал за мольберт. Ему удалось быстро пройти тот путь ученичества, который обычно занимает у художников пять-шесть лет. Этому способствовало знакомство с заслуженными художниками России Александром Савиным и Михаилом Копьевым, которые щедро делились с Владимиром секретами мастерства.

Десятки его живописных работ, этюдов, портретов, карандашных рисунков находятся в частных собраниях Вологды, Череповца, Санкт-Петербурга. За эти годы прошло несколько его больших выставок в Вологде и Череповце. После нескольких публикаций в прессе и Интернете художник-пейзажист Владимир Горегляд стал известен по всей России. 

Вологодчина славится своими художниками. Конечно, среди них особое место всегда будет отведено таким выдающимся именам, как Василий Верещагин или Владимир Корбаков, но рядом с ними стоят десятки других известных вологодских живописцев. И замечательно, что в этом ряду занял свое достойное место тонкий мастер русского пейзажа Владимир Зотиевич Горегляд.

Виктор АЛЕКСЕЕВ, Череповец

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: