Остался в памяти солнечным

statics/upload/iblock/5e7/Корбаков-1.jpg
Свое вдохновение художник черпал в подчас обыденных вещах.
Фото из архива семьи Корбаковых.

Выставка «Гори, гори, моя звезда…», посвященная 95-летию со дня рождения народного художника России Владимира Корбакова, открылась на днях в Вологде. В памяти многих вологжан Владимир Николаевич остался не только талантливым человеком, но и настоящим жизнелюбом.

Юмор и оптимизм

Наверное, повернись колесо судьбы чуть иначе, Владимир Корбаков мог бы стать судовым механиком - еще подростком он часто ходил с отцом на пароходе по Сухоне - или боксером. Но вмешалась война. 19-летний юноша добровольцем ушел на фронт, в боях под Москвой получил тяжелое ранение, перенес четыре операции. Его правая рука до конца жизни так и осталась частично не сгибающейся, но это не помешало Корбакову до 1946 года служить матросом в Беломорской флотилии.
В 1946-м был направлен в художественное училище инвалидов войны, которое все с той же не сгибающейся до конца правой рабочей рукой сумел окончить с отличием. Потом были учеба в институте имени Сурикова и возвращение в Вологду, где благодаря своему таланту и неимоверной работоспособности он довольно быстро снискал известность.
В 60-е и 70-е Владимир Корбаков 13 лет возглавлял областную организацию Союза художников и сумел сделать много полезного для местных живописцев. Стараниями Владимира Николаевича у здания отделения Союза художников появилась пристройка с мастерскими, а несколько его коллег по цеху отпраздновали новоселье.
Хлопоча о других, к собственному быту Корбаков во многом относился равнодушно. Игнорировал коммерческие заказы, но зато с удовольствием создал целую серию портретов ветеранов войны и труда. Мог неделями жить в мастерской.
Юмор и оптимизм - это было то, чем художник нередко подкупал окружающих. Многие называли Корбакова главным вологодским жизнелюбом: он любил и умел говорить дамам комплименты, был мобилен и неравнодушен к ярким одеждам. Такими же яркими и сочными получались и его картины, в которых нашли отражение и пейзажи малой родины в Сокольском районе, и индустриальная мощь Череповца, и рассветы над старинной Вологдой.

14 писем в стихах

А незадолго до своего 80-летия Владимир Николаевич вновь влюбился. Со своей избранницей, Светланой Михайловной, живописец познакомился в мастерской супругов Едемских, рядом с которой находилась и его мастерская. Стали встречаться, а через три месяца вместе с подругами Светлана отправилась к морю, в Хосту.
- Можно я буду писать тебе письма? - спросил перед расставанием художник.
- Пиши, но я не знаю адреса, где мы там остановимся.
- Ничего, я найду способ, чтобы ты их прочитала.
И, когда через две недели Светлана вернулась в Вологду, Корбаков выложил перед ней 14 конвертов с неотправленными письмами. Их он писал ежедневно, причем все в стихах - первый раз в жизни.
- Мы встречались три года, а в октябре 2004-го официально зарегистрировали свои отношения, - вспоминает Светлана Корбакова. - Несмотря на то, что он был более чем на 30 лет старше меня, никакой разницы в возрасте я не чувствовала. Мы подолгу гуляли, с удовольствием вместе ходили в театр и на джазовые фестивали. Потом, когда столичный бизнесмен купил его картины, несколько раз съездили за границу. Для Владимира Николаевича это были первые путешествия в Западную Европу. Запомнилось, как он по шесть-семь часов ходил по выставочным залам итальянских музеев, едва ли не обнюхивая каждую картину. Я за это время уже раз 15 на стул от усталости присесть успела, а ему хоть бы что…
Корбаков и правда всегда поражал окружающих своей отменной физической формой. Даже когда ему исполнилось 90, обязательно начинал свое утро с зарядки, а потом тягал гантели. Раз в неделю, по субботам, ходил в общественную баню - любил попариться с веником. Вплоть до самой смерти, случившейся на 92-м году от инсульта, художник не терял былой подвижности и жизнелюбия. Допоздна смотрел по телевизору боксерские поединки, увлеченно играл с друзьями в шахматы, подготовил к изданию четыре поэтических сборника (вот во что вылилась романтическая переписка с невестой!). А еще рисовал, рисовал и рисовал…
- Как и все творческие люди, Владимир Николаевич был очень любопытным человеком, - говорит Светлана Михайловна. - Мы могли гулять с ним часами, но он постоянно меня останавливал - мол, не торопись, посмотри, как красиво вокруг. Мог подолгу любоваться первыми листьями на деревьях, капельками росы на траве или солнечными бликами в лужах. И именно таким, солнечным, человеком он и остался у меня в памяти…
Память

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: