Поклонный крест на светлой поляне

statics/images/arcticles/092020/16092020x00fc245e.jpg
Поклонный крест в память об исповеднице установлен в Вожегодском районе.
Фото Дмитрия Михайлова
«Всем здесь погребенным в вере скончавшимся православным христианам» - гласит надпись на Поклонном кресте, установленном в конце августа на месте, где находился Вожегодский лагерный пункт. Господь не открыл нам имен всех страдальцев, но одно имя мы знаем: на кресте - фотография Валентины Николаевны Троицкой, одной из погибших за веру Христову в этих местах.

«Никого не выдам»

Остатки барака и землянки - вот и все следы лагеря, да еще колючка, по-прежнему окружающая по периметру место, где находился лагпункт. Столбы, которые держали ограждение, давно упали и сгнили, но ржавая проволока крепко вцепилась в молодые деревья - они выросли здесь уже после того, как заключенных отсюда вывезли. Осматривая скорбное место, участники экспедиции неожиданно вышли на светлую поляну, где и поставили крест.
Неподалеку укреплены два баннера: один рассказывает о лагпункте, другой - о Валентине Троицкой. Дочь священника, она была певчей Богоявленского собора. Когда в городе Вышний Волочек Тверской области закрыли все храмы, верующие совершали тайные богослужения в своих домах, и Валентина в них участвовала, за что была арестована НКВД в октябре 1941 года, как и многие другие прихожане. Виновны они были только в том, что совершали общую молитву... Следователи заставляли арестованных называть как можно больше знакомых им верующих - для них это были «соучастники преступлений». Валентина Троицкая прямо заявила следствию: «Я готова идти даже на смерть, но никого не выдам». Ее приговорили к 10 годам заключения и отправили в Вожегодский лагпункт. Вскоре она умерла в лагерном лазарете.
Судьбой Валентины Николаевны заинтересовались церковные историки, духовенство Волочка. Краевед Дмитрий Михайлов из Петербурга опубликовал несколько материалов о жизни церковного подполья, в том числе статью об исповедническом подвиге Валентины Троицкой на портале Православие.ru. 
Нынешним летом Дмитрий по благословению благочинного Вышневолоцкого церковного округа Тверской епархии, настоятеля Богоявленского собора иерея Иоанна Березюка вел в архивах поиск сведений о судьбе Валентины Троицкой. Справка из Вологодского госархива о месте ее кончины стала поводом для организации поисковой экспедиции. Поклонный крест в память об исповеднице был установлен по благословению главы Вологодской митрополии.

Новомученики

Где был лазарет Вожегодского лагпункта, определить пока не удалось; выяснили местонахождение лагеря. Благочинный Харовского округа протоиерей Анатолий Савчук помог найти мастеров, они изготовили деревянный крест, который доставили из Харовска по лесным дорогам, порой непроезжим: сначала везли на автомобиле, потом - на тракторной тележке, последние несколько километров несли на плечах. 
Почтить память страдальцев за веру приехали представители Национальной организации витязей из Санкт-Петербурга и Организации российских юных разведчиков из Череповца, на установке креста и благоустройстве прилегающей территории трудились и жители Харовского и Вожегодского районов. Фильм о судьбе Валентины Троицкой снимает петербургский режиссер Кирилл Хейфец.
Чин освящения креста и литию, краткое заупокойное бого­служение, совершили благочинный Харовского округа Вологодской епархии протоиерей Анатолий Савчук и его помощник по информационной, молодежной и образовательной работе священник Андрей Пучин. 
- Тема новомучеников близка многим священникам, которые живут на Севере, - говорит протоиерей Анатолий Савчук, благочинный Харовского округа. - Харовск когда-то был пересыльным пунктом, здесь находилась тюрьма, а в окрестных лесах - лагеря. 
20 лет назад, когда я появился в Харовске, был удивлен, почему в небольшом районном центре строится второй храм: тогда как раз начали возводить храм преподобного Серафима Саровского. Рядом райцентры, где нет ни одной церкви, а здесь - сразу две. А потом узнал, что, оказывается, в этом советском поселке погибло немало заключенных. 
Лесник Николай Сергеевич Чучкин считает:
- В наших местах лагерей было несколько. В основном-то в них политических заключенных содержали. Жили они в землянках, строили их быстро. Бараки рубили для охраны и вольнонаемных сотрудников. Колючая проволока еще кое-где осталась, мы в одном месте насчитали 14 рядов...
- Мы ставим поклонные кресты памяти жертв государственного безбожия, чтобы никогда не повторилось его воплощение на нашей земле, - считает православный краевед и публицист Дмитрий Михайлов. - Важно привлекать молодых людей к благоустройству территории, поиску имен жертв. Забота о сохранении этого места памяти - это возможность сделать сегодня тот же самый реальный выбор между верностью Богу и попыткой строительства рая на земле без Бога, которая в недавнем прошлом едва не погубила Россию. 
- Хочется верить, - говорит Дмитрий Михайлов, - что этот памятный крест станет первым шагом к увековечению подвига новомучеников на вожегодской земле и привлечет внимание церковного народа к памяти исповедницы веры Христовой.
Андрей САЛЬНИКОВ
Православие Память

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: