Полис ОСАГО подорожает для неаккуратных водителей

statics/images/arcticles/042022/27042022xadcaf232.jpg
Изменился расчет стоимости ОСАГО. Для тех, кто водит без аварий, цена полиса может даже снизиться. А вот для тех, кто совершает ДТП, он значительно подорожает.
Фото Игоря Аксеновского
statics/images/arcticles/042022/27042022xd4ebb5c7.jpg
Эксперты считают, что должна вырасти не только стоимость полиса ОСАГО, но и страховое покрытие, так как ремонт существенно подорожал.
Фото из архива газеты «Красный Север»

С апреля вступили в силу изменения расчета стоимости полисов ОСАГО. Для безаварийных водителей они останутся как минимум на уровне прошлого года или даже немного подешевеют. А вот для тех, кто не раз становился виновником ДТП, страховка может подорожать примерно на треть и даже больше. При этом, как предупреждают эксперты, окончательная стоимость ОСАГО во многом будет зависеть от того, в какую страховую компанию обратится автовладелец.

Бонус за безаварийность

Итак, с апреля начали действовать новые коэффициенты «бонус-малус» (КБМ). По сути, это такая скидка за безаварийное вождение. На КБМ, как и на другие коэффициенты (территориальный, стаж и возраст автовладельца, количество допущенных к управлению водителей, мощность авто), умножается базовая ставка полиса.

- КБМ не зависит от региона или стажа вождения, а также пола и возраста водителя или параметров авто. Он зависит только от количества страховых случаев конкретного автомобилиста, которые были урегулированы страховой компанией в предыдущем году. Причем в ОСАГО под понятие «страховой случай» попадает не любое ДТП со страхователем, а только то, где он был признан виновником, - поясняет руководитель проектного офиса страховой вертикали Банки.ру Александр Макаров. 

93%

водителей в 2021 году получили скидку в 5% и более на ОСАГО, при этом в 2020-м их было 91,8% по данным Российского Союза Автостраховщиков. 

КБМ обновляется один раз в год 1 апреля для всех автомобилистов, и в течение последующих 12 месяцев он не пересматривается, даже если вы покупаете новый полис на другое авто. 

С апреля нынешнего года базовый коэффициент, который присваивается начинающим водителям, увеличивается с 1 до 1,17. При этом верхние и нижние границы «коридора» КБМ расширяются. Минимальный коэффициент станет меньше на 4 процентных пункта, снизившись с прежних 0,5 до 0,46. То есть скидка за езду без аварий будет уже 54% вместо прежних 50%. Максимальный коэффициент, который применяется к автовладельцам, наиболее часто становящимся виновниками ДТП, напротив, увеличивается с прежних 2,45 до 3,92.

- Предположим, что водитель имеет минимальный КБМ - 0,46. Если у него не будет ДТП в следующем году, то КБМ так и останется на этом уровне. Если же произойдет одно ДТП по его вине, то КБМ подрастет до 0,78, если два - до 1,17, если три - до 2,25, а если четыре и более, то КБМ станет максимальным - 3,92, - так объяснил принцип повышения коэффициента «бонус-малус» порталу Авто.ру Александр Макаров.

Индивидуальный подход

По расчетам Макарова, при одном ДТП по вине водителя стоимость ОСАГО вырастет почти на 70%, при двух - на 154%, при трех - на 390%, а если ДТП будет больше трех, то стоимость ОСАГО вырастет в 8,5 раза!

Другие интернет-порталы (тот же Банки.ру) приводят совершенно иные данные. По их информации с апреля нынешнего года стоимость ОСАГО для водителей, имеющих класс М, ставших виновниками как минимум двух ДТП, полис вырастет в цене на 60%. Для начинающих водителей он увеличится на 20%. Для опытных водителей, которые за рулем без аварий десять лет или более, страховка подешевеет больше всего - на 8%.

Согласитесь, что повышение цены полиса на 20 - 60% и в полтора или почти четыре раза - это большая разница. Тогда что это? Очередные «страшилки»?

В свою очередь, председатель комитета автострахования Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Александр Баклушин уже сообщил, что в Северной столице после вступления в силу новых коэффициентов стоимость полисов ОСАГО выросла для 30% автомобилистов. Для половины водителей цена не изменилась, еще у 20% она снизилась.

Юрист в области автострахования Сергей Беляков сообщил Авто.ру о том, что на водителях, которые будут вести себя аккуратно, изменения не отразятся.

- У меня самого этот КБМ все последние годы 0,5, теперь будет 0,46, значит, получу некую скидку. Не вижу в расчетах ничего неправильного. Попал в ДТП - будешь платить больше, сумма на первый раз получается не астрономическая. А если человек не умеет ездить и все время попадает в ДТП, то придется платить кратно больше, что логично, - считает автоюрист. 

- Мы видим, что водителей со стажем безаварийного вождения больше десяти лет на самом деле очень много, в том числе и среди наших клиентов. И если раньше для них коэффициент «бонус-малус» был 0,5 и цена на полис не менялась, то сейчас КБМ стал 0,46, и страховка стала немного дешевле, - рассказал «Красному Северу» директор семейного страхового агентства «Экспресс-страхование» Артем Залесный. - В целом мы оцениваем, что к концу года в результате этой реформы стоимость ОСАГО вырастет на 20 - 30%. Думаю, что примерно треть клиентов нашего агентства почувствует повышение стоимости ОСАГО. Для остальной части цена полиса останется примерно на том же уровне, что и в прошлом году, либо будет дешевле на 5 - 10%.

При этом, по словам эксперта, окончательная стоимость страховки регулируется не только КБМ, но и базовой ставкой, по которой рассчитывается стоимость полиса ОСАГО. И если раньше она была одинаковой у всех автостраховщиков, то сейчас может серьезно отличаться. 

- Одно из направлений реформирования ОСАГО - сделать полис более дорогим для аварийных водителей и снизить его стоимость для дисциплинированных автовладельцев, - отмечает директор филиала «РЕСО-Гарантии» в Вологде Сергей Клевцов. - Теперь, когда компании применяют различные базовые ставки, они конкурируют друг с другом, борются за своих клиентов, повышают качество обслуживания, отслеживают отзывы и рейтинги. 

Дороже ремонт - дороже ОСАГО

По мнению Артема Залесного, повышение стоимости ОСАГО связано в том числе и с ростом стоимости ремонта автомобилей. 

- По Закону об ОСАГО страховая компания обязана возместить ущерб путем ремонта транспортного средства водителя, попавшего в ДТП. По последним данным от наших партнеров- дилеров, стоимость оригинальных запчастей на иномарки выросла от 60 до 100%. Это связано с ростом курса доллара, формированием дефицита запчастей, уходом ряда производителей с российского рынка. По данным Российского союза автостраховщиков, средний страховой убыток приближается к 100 тысячам рублей и выше. До марта этот показатель, если я не ошибаюсь, был на уровне 65 - 70 тысяч рублей, а стоимость страхового полиса по Вологде в среднем составляет порядка пяти-пяти с половиной тысяч рублей. Можно предположить, что страховые компании, посчитав экономику, могут лоббировать повышение стоимости ОСАГО, - полагает эксперт. 

 Когда мы делаем расчеты, то первое, на что смотрим у страховых компаний, - это базовые ставки, на которых они работают в отношении конкретного клиента. Ведь остальные коэффициенты у всех страховщиков одинаковые. Соответственно там, где базовая ставка будет ниже, страховка будет стоить дешевле. В некоторых компаниях разница может достигать трех - пяти тысяч рублей. Особенно это касается молодых водителей и автовладельцев с ДТП. Допустим, что в прошлом году водитель страховался в одной компании, стал виновником ДТП. А в этом году посчитал в разных компаниях 
и увидел, что можно застраховаться даже с учетом аварии по той же стоимости, но уже в другой. И страховщики готовы брать такого клиента.  

Артем Залесный, 
директор семейного страхового агентства «Экспресс-страхование»

При этом страховая сумма по ОСАГО уже долгие годы остается на отметке 400 тысяч рублей, так что на сегодняшний день она уже не может в полном объеме перекрыть ремонт не только нового, но и подержанного авто. А это значит, что пострадавшие автовладельцы вынуждены будут больше судиться с виновниками ДТП, чтобы те возмещали разницу из своего кармана.  

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: