Предприятия возьмут на работу осужденных к принудительным работам

statics/images/arcticles/062022/15062022x9f6af639.jpg
В 2022 году в России планируется создать порядка 20 тысяч мест для осужденных к принудительным работам.
Фото УФСИН России по Вологодской области

Расширить сеть исправительных центров и создать в них до конца года не менее 400 мест в каждом регионе - такое поручение дал Президент Владимир Путин Федеральной службе исполнения наказаний. Планируется, что два новых исправительных центра появятся в ближайшие месяцы в Вологодском и Череповецком районах. 

«Чувствуешь себя человеком»

Первый (и пока единственный) участок, функционирующий как исправительный центр (УФИЦ), был создан в 2019 году в поселке Суда под Череповцом. Он действует при колонии-поселении № 7. Сейчас там живут 40 мужчин, осужденных к принудительным работам. В их числе - «сидельцы», прибывшие из колоний других областей, которым суд смягчил наказание за ударный труд и образцовое поведение. 

- В нашем центре осужденные к принудительным работам живут в общежитии со всеми удобствами: есть душевая, постирочная, санузел, кухня, столовая, спальни, комната воспитательной работы. Днем и ночью за порядком в помещении наблюдают видеокамеры, - рассказал нашей газете начальник УФИЦ Алексей Подгорный. - Мы уже сотрудничаем с рядом сельскохозяйственных и промышленных предприятий, где осужденных охотно берут на работу. Там знают: с нашими подопечными проблем нет. Они всегда трезвые, уважают порядок и трудятся на совесть, чтобы как можно скорее вернуться домой, а это, согласитесь, мощный стимул. 

С дисциплиной в исправцентре и правда строго: за нарушение правил осужденные могут получить выговор, а то и загреметь обратно за колючку (такие примеры были). А вот за хорошее поведение их поощрят выходом за территорию, очередным отпуском, а если отбытый срок позволяет, то и возможностью жить с семьей в поселке, где расположен исправцентр. В частности, обитатель УФИЦ Олег этого уже добился. Сейчас в Суде он снимает квартиру вместе с женой, а в центр ходит отмечаться четыре раза в месяц.

За дачу взятки я получил семь лет колонии строгого режима. В шекснинской колонии я работал в промзоне и на «швейке», а полтора года назад по решению суда перевелся в исправцентр. Здесь меня устроили в компанию, которая торгует электроприборами и инструментом. Как специалист по маркетингу я помогаю снабженцам: анализирую коммерческие предложения и прайс-листы, подбираю надежных поставщиков, ищу максимально выгодные закупочные цены, всю информацию передаю менеджерам, а те уже оформляют заказы. Платят, кстати, вполне достойно: я не сижу на шее у матери и жены и уже собираю документы на УДО.

Олег, осужденный

УФИЦ, по словам Олега, с колонией не сравнить. Здесь больше свободы: можно пользоваться компьютером и телефоном, без конвоя ходить на работу, а с разрешения администрации - в магазин, аптеку, парикмахерскую. УФИЦ в отличие от колонии способствует социализации, и ты «чувствуешь себя человеком», подчеркивают «сидельцы».

«Принудиловка» выгодна всем

Принудительные работы как наказание ввели в России в 2011 году, а в 2017-м ФСИН приступила к их реализации. Сейчас «принудиловку» назначают за преступление небольшой и средней тяжести или тяжкое, если оно совершено впервые, без злого умысла (по неосторожности), и злоумышленник в этом раскаялся. Пример - алиментщики, мелкие воришки и мошенники, водители, устроившие ДТП с пострадавшими. 

«Принудиловка» - это альтернатива лишению свободы. Государству она позволяет сэкономить расходы на содержание осужденных: в исправцентре они сами платят за проживание и коммуналку, покупают продукты и готовят себе еду. Оступившимся «трудовой приговор» дает возможность избежать «уроков» матерых уголовников и рецидивистов, сохранить социальные связи и контакты с семьей, а главное, получить работу: выплачивать долги и алименты, помогать родным (все это тоже идет в зачет при УДО). Что же касается бизнеса, то он получает дешевую, но надежную рабочую силу: осужденные в отличие от мигрантов не сорвутся внезапно в родные края, и им не надо оформлять разрешение на работу, за отсутствие которого грозит серьезный штраф. 

Принудительные работы назначают на срок от двух месяцев до пяти лет (в среднем на полтора-два года). Их не надо путать с обязательными работами (осужденные выполняют их бесплатно в свободное от работы или учебы время) и исправительными (в этом случае нарушитель может отбывать наказание на своем прежнем рабочем месте, а из зарплаты в доход государства удерживается от пяти до 20 процентов). На принудработах часть средств тоже высчитывается, а в остальном - все по Трудовому кодексу: такой же восьмичасовой рабочий день (или 12-часовой по графику), выходные. Правда, ежегодный оплачиваемый отпуск - 18 дней (можно съездить домой, к семье), а отказ от работы не допускается в принципе. 

- Чаще всего наши подопечные трудятся разнорабочими. Есть среди них грузчики, слесари, упаковщики, тестомесы. Они работают на фермах, пилорамах, мебельном и пищевом производстве - там, где не хватает рабочих рук. О дискриминации нет и речи: кто хочет, остается на подработку (за отдельную плату), кто хочет - осваивает новые профессии: на конвейерах, станках, транспорте (к примеру, погрузчике), - рассказывает Алексей Подгорный. - Работодатели довольны - претензий к подконвойным нет, напротив, порой, как стахановцы, они выполняют двойные нормы, за что получают благодарность и повышенную зарплату. Она, кстати, по закону должна быть не ниже МРОТа. У наших мужчин средняя - около 20 тысяч рублей, хотя у некоторых доходит и до 50 тысяч. Трое осужденных, отбыв срок, остались на производстве уже в качестве вольнонаемных. 

Сейчас, по словам Алексея Ивановича, принудработы очень востребованы: выручить кадрами работодатели просят все чаще. В их числе - заводы и мастерские, хлебокомбинаты и ЦБК, совхозы и колхозы. Некоторые даже не против создать подобные исправцентры у себя. Эта идея уже обсуждается, а пока областное УФСИН планирует расширить участок в Суде до 100 человек, открыть еще несколько на других территориях, а также создать новый исправцентр. По предварительным данным, он разместится в Паприхе на базе женской колонии № 2.

Сотрудники ведомства напоминают: с осужденными к принудработам не обязательно заключать трудовой договор - достаточно подписать договор с УФИЦ о предоставлении рабочей силы. Законом предусмотрены и налоговые льготы.

Отмечается, что осужденные, искупившие вину трудом, меньше склонны к рецидиву, пишет «РГ». 
 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: