Продавец отказался принимать мототехнику назад

statics/images/arcticles/012022/26012022xc5a6fbfe.jpg
Мототехника активно используется в сельской местности и как средство передвижения, и как грузовой транспорт.
Фото Даниила Зинченко

Перед Новым годом люди, как правило, совершают много покупок. Бывают и покупательские ошибки, благо закон позволяет отправить вещи назад в магазин. Но есть категория товаров, которые по правилам возврату и обмену не подлежат. Именно с такой проблемой столкнулся житель Вологодского района Василий Алексеев, решивший приобрести мототехнику. 

Магазин неправ вдвойне

В начале зимы Василий Степанович приобрел в специализированном магазине в Вологде на Ленинградском шоссе мотобуксировщик за 60 с лишним тысяч рублей. В сельской местности эта техника незаменима для перевозки людей, грузов, дров, запасов продуктов питания по зимнему бездорожью. К тому же Василий - заядлый рыбак, а мотособака легко идет по льду, таща за собой экипировку и оборудование для рыбалки, с ее помощью можно преодолевать большие расстояния пешком по льду и глубокому снегу. Но главные характеристики этой техники - тяговые, а не скоростные. Тяжелые грузы она перевозит на малых скоростях, и, чтобы увеличить ее скорость и мобильность, хозяин решил дополнительно купить мототолкач - переднепроводной модуль, состоящий из сиденья, корыта и руля. Он уминает снег, и технике за ним легче идти. 

Василий снова пришел в магазин, напомнив продавцам, что мотобуксировщик он покупал также у них, показав документы. Работники магазина оформили заказ, пообещав, что утром он будет доставлен со склада. На другой день покупатель расписался в получении, но дома, изучив характеристики, понял, что устройство не подходит по размеру к его мотобуксировщику, и тут же привез товар обратно с просьбой возвратить деньги, поскольку обмен на другую подходящую модель ему не предложили. 

Но в требовании потребителю отказали, ссылаясь на то, что мототехника входит в перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену. Василий очень расстроился. 17 тысяч - сумма для него немаленькая. Пришлось пойти на новые расходы - купить мототехнику. 

- Ведь я же им не пользовался, вернул сразу же назавтра в упаковке, - сетовал он, обратившись за помощью в Общество по защите прав потребителей.

- Ваши права изначально нарушены по двум статьям закона, - обнадежили его правозащитники. - Прицеп был продан дистанционным способом розничной продажи товаров - на основе изображения и текстового описания, вы не видели его воочию (лишь по описанию параметров в каталоге), не имели прямой возможности оценить его работу, поэтому вправе отказаться от товара после его передачи в течение семи дней. Во-вторых, продавец был поставлен вами в известность о конкретной цели его использования, тем более что мотобуксировщик вы покупали в том же торговом предприятии. На основании статьи 4 Закона «О защите прав потребителей» продавец обязан подобрать товар, соответствующий этой цели. Он этого не сделал, значит, можно утверждать, что техника была продана с недостатком и приравнивается к товару ненадлежащего качества. А изделия ненадлежащего качества обмену и возврату подлежат! 

Это правило действует как для дистанционной, так и офлайн-торговли. Добавим, что специальными познаниями потребитель при выборе товара не должен обладать. С этой целью он и приходит к компетентному консультанту, и тот должен был исполнить его просьбу, поэтому все риски несет именно продавец, а никак не покупатель.
Юристы помогли Василию составить и грамотно обосновать претензию, но она не пригодилась. Когда он в очередной раз пришел в магазин, чтобы передать заявление, ему сообщили, что готовы возвратить деньги. 

- Мы собрали целое совещание по вашему вопросу в присутствии вышестоящего руководства и приняли решение удовлетворить вашу просьбу, - сообщили вологжанину.

Неудачная оригинальность

А вологжанка Галина получила премию и в тот же день отправилась в мебельный магазин покупать в комнату дочери диван, о котором та давно мечтала. Остановили свой выбор на большом объемном диване-кровати с подъемным механизмом, чтобы в ящик под спальным местом можно было убирать постельное белье. Но покупательнице не понравились слишком маленькие подушки, играющие роль спинки, поэтому было решено заменить их другими, более высокими, а также заузить широкие подлокотники. Вместе с продавцом нарисовали технический эскиз, тщательно просчитав все параметры конструктивных изменений. Галина заверила его подписью, и заказ был отправлен на фабрику для исполнения.


Диван, выполненный по эскизу Галины, вернуть невозможно, так как это индивидуальный заказ. | Фото автора

Диван доставили в срок, но когда его собрали, мать и дочь были разочарованы: подушки оказались слишком громоздкими, несоразмерными форме дивана, он выглядел некрасивым и не вписался в интерьер. Так получилось потому, что изготовители не сделали углубления под них сзади в основе сиденья. Но при оформлении эскиза заказчица упустила этот момент, и теперь отказаться от товара после его получения или требовать безвозмездного устранения недостатков она не вправе на основании статьи 26 Закона «О защите прав потребителей»: товар с индивидуальными характеристиками (изготовленный под заказ с нестандартными параметрами) надлежащего качества обмену и возврату не подлежит, даже если покупка не устроила потребителя. Ведь он был заранее ознакомлен с характеристиками изделия, его свойствами, фасоном, конструкцией, о чем свидетельствует его подпись на приложении к договору о спецификации. Такой товар может быть использован только заказчиком, и продавец не сможет реализовать его другому покупателю. 

Пришлось Галине и ее дочке смириться с покупкой. Они решили заказать на той же самой фабрике еще один комплект подушек, но другой формы.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: