Режим «одного окна» в судах больше не фантастика

statics/images/arcticles/022020/26022020xaa08f699.jpg
Центры доступности правосудия в Вологде и Череповце смогли бы принести огромную пользу гражданам и разгрузить приемные судов.
Изображение предоставлено Вологодским областным судом
statics/images/arcticles/022020/26022020x70b508e4.jpg
Игорь Трофимов.
Фото Игоря Аксеновского
В Вологде началась очень любопытная акция: студенты-юристы проводят опрос посетителей судебных инстанций, чтобы узнать, чего не хватает гражданам в нынешней организации приема и получения документов. О том, какие еще практически «революционные» изменения в самом ближайшем будущем ждут вологжан (а какие уже в стадии реализации), рассказал председатель Вологодского областного суда Игорь Трофимов.
- Игорь Эдуардович, одним из последних нововведений в судебной системе для вологжан стал перенос кассационной инстанции из Вологодской области в Санкт-Петербург, чтобы судьи областного суда не пересматривали решения своих собственных коллег. Оправдала ли себя такая мера?
- Недавно председатель Верховного суда РФ Вячеслав Михайлович Лебедев озвучил интересную статистику. Ранее вмешательство в рассмотренные дела со стороны кассационных инстанций не превышало 3-5%, а после создания новых кассационных судов - 14-17%. Это обусловлено несколькими причинами, в том числе тем, что судьи кассационного суда набраны из разных регионов, где мог быть свой взгляд на рассмотрение определенных категорий дел. Конечно, в областном суде очень внимательно отслеживается практика Третьего Кассационного суда, и когда выявляются ошибки в наших решениях, они сразу же доводятся до региональных судей всех уровней, чтобы эти ошибки больше не повторялись. 
- Насколько востребованным оказалось введение суда присяжных в районных судах? Сколько дел рассматривают присяжные в Вологодской области ежегодно?
- Востребованность присяжных по вполне объективным причинам невелика. Присяжные нужны в том случае, когда подсудимый отрицает свою вину или слабовата доказательная база. Но поскольку дел с такими особенностями не очень много, то и количество желающих воспользоваться такой процедурой - тоже. Поэтому Вячеслав Лебедев предлагает расширить составы преступлений, по которым можно привлекать присяжных. 
- Одно из самых громких дел последних лет - о гибели ребенка, Степы Кукина. Как в Вологодской области удалось найти 12 человек, которые ничего не слышали об этом преступлении?
- Отличный вопрос! Конечно, сейчас, при развитии СМИ и социальных сетей, невозможно в нашем регионе найти людей, которые хоть краем уха не слышали бы об этом деле (кстати, присяжных там было не 12, а восемь). Но вопрос не в том, осведомлен человек о конкретном деле или нет. Вопрос в том, лишит ли его объективности та информация, которую он получил. Отбором присяжных занимаются сторона защиты и сторона обвинения. Если у них возникает сомнение, что человек готов отбросить лишние эмоции и судить на основании доказательств, то они могут заявить отвод такой кандидатуре. В случае Степана Кукина обвинительный вердикт был единодушным.
- Органы власти при подаче гражданами заявлений на получение государственной услуги вводят систему «одного окна». Возможно ли такое в судах, или это из области фантастики?
- Не только возможно, но мы уже активно готовим подобное нововведение! Это наш региональный проект, аналога которому, по моей информации, в стране еще нет. Дело в том, что Вологодская область очень большая, и расстояния между судами зачастую измеряются сотнями километров, но, несмотря на это, по закону, чтобы подать исковое заявление в суд, гражданин должен лично туда явиться. Это бывает нелегко, потому что многие дела рассматриваются по месту нахождения ответчика. 
А если истец живет в Великом Устюге, а ответчик - в Вологде? Доступность судебной системы становится затруднена. Конечно, можно отправить исковое письмом, но далеко не все граждане могут правильно его составить, приложить необходимые документы. Можно нанять представителя, но придется заплатить деньги, и немалые. И мы решили в корне поменять эту ситуацию. Наша идея проста: человек приходит в свой районный суд, и там у него принимают исковое заявление или апелляционную жалобу в любой суд, находящийся на территории региона, сразу же проверяют, правильно ли составлен документ, все ли приложения на месте. 
- Чтобы реализовать этот проект, областному суду потребуется федеральная или региональная поддержка?
- Региональная программа доступности правосудия была представлена нами на Всероссийском совещании судей 11 февраля 2020 года и получила одобрение коллег. Мы рассчитываем на поддержку Верховного суда и Судебного департамента, но готовы начать реализовывать проект самостоятельно, у нас есть для этого все возможности. Еще одно наше предложение - создать в Вологде и Череповце центры доступности правосудия, где были бы сконцентрированы организационные, информационные ресурсы и где могли бы предоставляться дополнительные возможности судопроизводства - к примеру, услуги видео-конференц-связи (ВКС). ВКС сейчас используется очень активно: в Вологодском городском суде за прошлый год было проведено более 700 сеансов, в том числе не только по собственным делам, но и по делам других регионов, которые просили обеспечить ВКС для допроса свидетеля. Но оборудование устанавливается, как правило, в залах заседаний, и, пока проходит сеанс, процесс в зале не идет, а при высоких нагрузках на суды (в прошлом году судами области рассмотрена 501 тысяча дел и материалов - на 40 тысяч больше, чем в 2018 году) помещение может быть очень востребовано. 

Мы открыты и для обсуждения, и для критики. И когда люди поймут, что в судах все - от уборщицы до председателя - работают для людей, для того, чтобы сделать систему правосудия наиболее доступной, понятной, открытой и справедливой, думаю, мы сможем изменить ситуацию с доверием граждан.

Игорь ТРОФИМОВ,
председатель Вологодского областного суда
Поэтому в центрах доступности правосудия можно было бы сделать несколько кабинетов ВКС по подобию переговорных.
- Вологжане хорошо знают, что участвовать в судебном процессе - это не только затратно по времени, но и недешево. Можно ли как-то изменить эту ситуацию?
- Третье нововведение, которое мы предлагаем, - информирование граждан в простом и доступном виде. На сайте Вологодского областного суда мы запустили судебный навигатор, который пока в тестовом режиме предоставляет полную информацию по уголовным делам. Там есть понятная даже не юристу пошаговая инструкция, как действовать, к примеру, при обжаловании приговора. Там же можно ознакомиться с образцом кассационной или апелляционной жалобы. Также мы планируем сделать навигатор по административным делам, а следующий шаг - гражданские дела. Хотелось бы, чтобы, глядя на нас, эстафету подхватили районные суды. Это снимет и нагрузку на приемные судов, и поможет гражданам самостоятельно составить грамотное исковое заявление, сэкономив на услуге представителя. 
- Сейчас на уровне страны очень много громких дел, которые широко обсуждаются в обществе, и в том числе в весьма негативном ключе. Что вы можете сказать об уровне доверия граждан к судебной власти, как вы это ощущаете?
- Эта проблема многогранна. Судебная власть на сегодняшний день - самая открытая из всех прочих ветвей власти. Судебные заседания может посетить любой желающий, решения выкладываются в Интернет, общество участвует в процессе назначения судей и при их квалификационной аттестации. Но при этом пока нельзя говорить о том, что уровень доверия к судебной власти растет так, как нам хотелось бы. Эта проблема обсуждается в судейском сообществе на самом высоком уровне, в декабре прошлого года принята новая концепция информационной политики судебной системы. Чтобы изменить ситуацию, мы и на нашем местном уровне разработали целый комплекс мер. Мы понимаем, что открытость сама по себе не формирует доверия, его формируют (или разрушают) СМИ, социальные сети, лидеры общественного мнения. К примеру, прошел громкий процесс, одна из сторон выиграла, другая проиграла. Когда каждая из сторон начинает освещать процесс со своей точки зрения, это получается однобоко, но люди верят тому, что читают и слышат. Поэтому мы решили, что будем действовать на опережение: на своих интернет-ресурсах сразу же размещать информацию об интересных процессах с указанием всех существенных для дела обстоятельств, повлиявших на конечное решение. Мы стремимся предоставить и СМИ самую объективную, полную информацию.
- Да, для СМИ это лучшая тактика: «Скажи все, скажи сразу, скажи быстро».
- Кроме того, мы ищем обратную связь с гражданами. Ведь все нововведения, которые мы планируем, делаются для людей. А нужно ли им то, что мы делаем, или им нужно что-то другое? Чтобы выяснить их позицию по различным аспектам, мы с помощью студентов Вологодского госуниверситета с 21 февраля начали проводить опрос посетителей судов. Мы готовы получать и негативные отзывы. Такой метод, как опрос, мы уже активно применяем в своих социальных сетях. Например, узнавали, когда людям удобнее приходить в приемную суда. И треть респондентов ответила, что в выходные или после работы. Значит, нужно подумать об изменении графика работы. Любая эффективно действующая компания стремится к тому, чтобы снизить время ожидания услуги для своих клиентов. И мы хотим выяснить, сколько времени человек проводит в суде, чтобы получить или отдать документ, подать иск. Мы открыты и для обсуждения, и для критики. И когда люди поймут, что в судах все - от уборщицы до председателя - работают для людей, для того, чтобы сделать систему правосудия наиболее доступной, понятной, открытой и справедливой, думаю, мы сможем изменить ситуацию с доверием граждан.
Интервью

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: