Сергей Жестянников рассказал о «пересборке» работы областного парламента

statics/images/arcticles/102024/09102024x47849a9f.jpg
Сергей Жестянников признался, что поначалу новые коллеги ждали, когда у него «сядет батарейка».
Фото пресс-службы ЗСО

Депутаты должны больше общаться с населением, отраслевиками, чаще проводить выездные заседания комитетов. Все это, по мнению председателя Законодательного Собрания области Сергея Жестянникова, позволит эффективнее решать проблемы, с которыми сталкиваются люди. Какой он видит работу парламента, спикер ЗСО рассказал на встрече со СМИ, посвященной его первым 100 дням на этом посту.

О слабых и сильных сторонах

- Мне как-то задали вопрос: а не кажется ли вам, что вы теперь пытаетесь срастить исполнительную и законодательную власть? - с этих слов Сергей Геннадиевич начал встречу с журналистами. - У меня простой ответ: человеку, который приходит к нам со своим вопросом, все равно, кто перед ним сидит, - депутат или начальник какого-либо департамента. Он хочет получить ответ. А у нас пока получается: «Извините, это не мои полномочия. Я сейчас отправлю ваше заявление дальше. Возможно, через месяц отвечу». А что отвечу? «В случае наличия финансирования мы вам, конечно, поможем». Эту систему нужно менять.

- Сергей Геннадиевич, тогда давайте об изменениях. Заступив на должность председателя ЗСО, вы заявили о «пересборке» регионального парламента. Как проходит этот процесс?

- Заходя на новое место работы, нужно провести анализ, оценить ситуацию. Это занимает определенное время. Если есть возможность что-то «подкрутить», донастроить, это необходимо сделать. В один из первых разговоров с депутатами я поинтересовался, установлены ли для них какие-либо ключевые показатели эффективности. Ответ был отрицательным. Мне кажется, они должны быть.

- И какими вы их видите?

- Я изучил опыт других парламентов, во многих регионах Собрание депутатов - кузница кадров. Кто-то из депутатов уходит в мэры, кто-то занимает другие должности. А у нас пока получается обратная конверсия. Конечно, так может быть, потому что люди с опытом работы, с практическими знаниями должны быть в парламенте. Но почему оно работает только в одну сторону? Поэтому и требуется анализ и переоценка работы. Должно произойти омоложение, важно, чтобы пришли инициативные люди с бэкграундом. В команде губернатора Георгия Юрьевича Филимонова динамика присутствует, и здесь она тоже должна быть.

- Любая команда формируется из людей с разными компетенциями: есть стратеги, которые готовы работать над длительными проектами, есть люди, которые могут эффективно и оперативно решать конкретные проблемы людей. На ваш взгляд, какие сильные и слабые стороны у сегодняшнего состава Заксобрания?

- Если говорить о слабой стороне, то это проактивность. Мы проанализировали, сколько законодательных инициатив идет от правительства области и сколько от депутатов. Перекос в сторону исполнительной власти очевиден. И причина понятна: надо больше работать на местах. Кстати, об этом же говорит председатель Государственной Думы Вячеслав Володин - нужно больше проводить выездных заседаний, потому что все инициативы рождаются на местах после общения с людьми. Мы это четко увидели, когда занимались сбором предложений в Стратегию развития Вологодской области. Я попросил наших депутатов включиться в эту работу, и мы сразу собрали 118 инициатив. Нужно больше общаться с людьми, понимать проблемы, с которыми они сталкиваются, и затем накладывать их на существующую законодательную базу, смотреть, где мы можем скорректировать.

Что касается сильной стороны, это правоприменительная практика. Многие наши коллеги в своих профильных комитетах блестяще владеют законодательной базой, четко понимают, как можно трансформировать законодательство. 

Люди говорят: «Нужен Дом культуры», глава отвечает: «Будем подавать заявку». Ну мы же понимаем, что в небольшом населенном пункте никогда не выделят средства на строительство ДК за 300 миллионов рублей. Нужно четко понимать, где это возможно, а там, где нет, формировать заявку уже не в федерацию, а в регион, в программы губернатора, понимать, какая будет механика реализации этого проекта.

Сергей Жестянников, 
председатель Законодательного Собрания Вологодской области

О грамотном подходе

- Сейчас формируется Стратегия развития Вологодской области. Чего от нее ждать?

- Мы должны синхронизировать свою деятельность с командой правительства Вологодской области. Я всегда говорил, что Стратегия должна формироваться исходя из возможностей развития и потребностей каждого муниципалитета, которые потом сшиваются в одно большое лоскутное одеяло. Есть общие принципы, одинаковые для всех, а есть особенности каждой территории.
К примеру, есть программа Комплексного развития сельских территорий. Как она работала раньше - вы удивитесь. В ней участвовали все муниципалитеты, тратили деньги на разработку проектов, при этом сразу понимали, что по федеральным критериям эти проекты не пройдут. Зачем? Потому что просто надо что-то делать? Вот губернатор не раз отмечал, что мы некачественно работаем с федеральным центром. Сейчас эта работа перенастраивается. Мы стараемся грамотно подойти к этому вопросу: сегодня мы качественно готовим два-три проекта, в которых уверены, так как они соответствуют федеральным стандартам, а остальные проекты уже «зашиваем» в региональные программы. И так проходим по каждой территории.

- Сейчас есть еще так называемая депутатская программа:  каждому парламентарию выделен миллион на решение вопросов, с которыми обращаются к народным избранникам.

- Да, такая программа внедрена в Вологодской области по инициативе Георгия Филимонова и призвана действовать как скорая помощь территориям в решении небольших, но важных задач из перечня наказов избирателей. 

В частности, совместно с депутатом ЗСО Михаилом Ананьиным мы направили средства на ремонт здания бывшего детского приюта в деревне Музге Мяксинского сельского поселения Череповецкого района. После завершения ремонта в здании разместятся отделение почтовой связи, ФАП, библиотека, сельский клуб и спортзал.

Депутатская программа насчитывает более 60 проектов, 10 из них уже реализованы. Кстати, такого в России нет, это такой аналог «Народного бюджета», инструментарий, которым может пользоваться депутат.

- Сергей Геннадиевич, а как решать проблему качества выполняемых работ. Мы видим, что происходило в Вологде с ремонтом школ. Да даже и по проекту «Народный бюджет», к сожалению, есть примеры, когда спустя год построенные объекты начинают разваливаться. Что это: качество подготовки документации, ушлость подрядчика, безалаберность при приемке работ или все в комплексе?

- Нет, здесь никакого комплекса нет. Нужно качественно и грамотно готовить техническое задание на выполнение работ и по качеству приобретаемого оборудования. Невозможно за два миллиона поставить детскую площадку, которая стоит пять миллионов. Приведу пример. Вот в Шексне построили площадку, через две недели вся краска облезла - надо переделывать. Спрашиваю у главы: «Как так произошло?». Он отвечает: «Да нам подрядчик плохое оборудование поставил». Я дальше интересуюсь: «А что написано в техзадании, какие параметры, какие условия, какие требования к оборудованию. Кто готовил ТЗ?» Он отвечает: «Я не знаю». - «А кто знает?» Повторюсь: нужно качественно готовить техническое задание, а не на коленке с формулировками «сделайте мне побольше и подешевле». Я, конечно, утрирую, но суть остается той же. По тем проектам, по которым документация составлена грамотно, как правило, претензий не возникает.

Кроме того, можно ведь определить этапность. Люди запросили комплексную площадку: и карусели для детишек, и зону воркаута, и тренажеры. Давайте. К примеру, в рамках «Народного бюджета» в этому году сделаем одну часть, в следующем - другую. Потому что опять же за два миллиона все качественно не сделать, и мы понимаем это изначально. Либо заявляйтесь в программу губернатора по оборудованию детских и спортивных площадок. Почему глава одного округа подал 10 заявок, а другого - одну?

О работе круглые сутки

- Сейчас команда губернатора работает в режиме 24 на 7. Насколько долгой может быть такая работа и насколько эффективной с такими нагрузками, ведь люди не машины?

- Я всегда работал в таком режиме, я нахожу в этом смысл: не просто приходить на работу, а добиваться результатов. Меня никто не заставляет работать до 12 ночи, ездить в выходные по муниципалитетам, я сам принимаю такое решение. Когда возглавлял Вологодский округ, мне один коллега признался: «Мы все ждали, когда у тебя батарейки сядут. Потом смирились и начали тоже активнее работать». Ближний круг моих коллег - те, кто разделяют со мной эти принципы. Конечно, остальные работают в более спокойном режиме, со взаимозаменяемостью: нет задачи загрузить всех так, чтобы пар из ушей шел.

- Как вы относитесь к хейтерам и следите за тем, что пишут в социальных сетях?

- Хейтеры меня всегда заряжают. Конструктивная критика должна быть - держать удар надо уметь, в истерику впадать не надо. Но если действительно есть что поправить, то надо это изменить в своей работе.

Интервью Сергей Жестянников

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: