Шемогодская резьба: почему промысел стал уникальным?
7955
За два с половиной века существования этого дивного промысла в его истории были разные периоды: времена расцвета и международного общественного признания сменялись забвением вплоть до объявления берестяной красоты «нерентабельной».
Деревенский житель всегда стремился украсить свой быт полезными и приятными глазу предметами. У кого-то лучше получались свистульки, у кого-то - горшки и ложки, а у крестьян некоторых деревень Шемогодской волости, что располагались по правому берегу Северной Двины недалеко от Великого Устюга, - берестяные туеса, шкатулки, тарелки, табакерки, портсигары, сосуды для питья с дивной резьбой.
Особо прославились в этом тончайшем ремесле братья Вепревы из деревни Курово-Наволок - их и считают основоположниками народного художественного промысла, получившего название «шемогодская резьба». Работали по домам, мастерство передавали из поколения в поколение.
Теплая бархатистая поверхность бересты сама по себе притягательна для доброго глаза, а уж если украсить ее филигранными прорезями, то такая вещица не уступит драгоценным ювелирным поделкам.
В 1882 году Иван Вепрев получил серебряную медаль на Московской общероссийской выставке. А после Международной выставки в Париже в 1900 году, где он был удостоен диплома, о шемогодской резьбе узнала и Европа. Пошли заграничные заказы. Чтобы выполнять их вовремя, резчики объединялись в артели. Несколько артелей работало под разными названиями и при советской власти.
…Народный мастер России Нинель Старковская рассказывает мне историю промысла, не отрываясь от дела. На столе - березовая дощечка, на дощечке - пластина из заготовленной в свое время бересты, вычищенная до необходимой толщины, вырезанная по размеру будущего изделия. Рядом в коробочке - шило, нож и приспособления для тиснения. Все инструменты каждый мастер делает для себя сам. Шилом с тупым концом выдавливается на бересте основа будущего прорезного рисунка. Острейшим миниатюрным ножичком с едва заметным лезвием узор прорезается. Тиснение применяется не всегда, но в большинстве случаев оно добавляет головокружительным берестяным кружевам легкости, объема, изящества и редчайшей неповторимости каждому новому изделию.
- Много ли мастеров шемогодской резьбы сейчас в Великом Устюге? - интересуюсь у Нинель Вадимовны.
- Убывают мастера, увы. Сейчас постоянно работают человек пятнадцать.
- А есть ли у вас ученики?
- Детишек до 14 лет нам брать на обучение не разрешают: дело, мол, связано с ножом, опасно… А после 14 лет какие же они детишки? У них интересы совсем другие…
Деревенский житель всегда стремился украсить свой быт полезными и приятными глазу предметами. У кого-то лучше получались свистульки, у кого-то - горшки и ложки, а у крестьян некоторых деревень Шемогодской волости, что располагались по правому берегу Северной Двины недалеко от Великого Устюга, - берестяные туеса, шкатулки, тарелки, табакерки, портсигары, сосуды для питья с дивной резьбой.
Особо прославились в этом тончайшем ремесле братья Вепревы из деревни Курово-Наволок - их и считают основоположниками народного художественного промысла, получившего название «шемогодская резьба». Работали по домам, мастерство передавали из поколения в поколение.
Теплая бархатистая поверхность бересты сама по себе притягательна для доброго глаза, а уж если украсить ее филигранными прорезями, то такая вещица не уступит драгоценным ювелирным поделкам.
В 1882 году Иван Вепрев получил серебряную медаль на Московской общероссийской выставке. А после Международной выставки в Париже в 1900 году, где он был удостоен диплома, о шемогодской резьбе узнала и Европа. Пошли заграничные заказы. Чтобы выполнять их вовремя, резчики объединялись в артели. Несколько артелей работало под разными названиями и при советской власти.
…Народный мастер России Нинель Старковская рассказывает мне историю промысла, не отрываясь от дела. На столе - березовая дощечка, на дощечке - пластина из заготовленной в свое время бересты, вычищенная до необходимой толщины, вырезанная по размеру будущего изделия. Рядом в коробочке - шило, нож и приспособления для тиснения. Все инструменты каждый мастер делает для себя сам. Шилом с тупым концом выдавливается на бересте основа будущего прорезного рисунка. Острейшим миниатюрным ножичком с едва заметным лезвием узор прорезается. Тиснение применяется не всегда, но в большинстве случаев оно добавляет головокружительным берестяным кружевам легкости, объема, изящества и редчайшей неповторимости каждому новому изделию.
- Много ли мастеров шемогодской резьбы сейчас в Великом Устюге? - интересуюсь у Нинель Вадимовны.
- Убывают мастера, увы. Сейчас постоянно работают человек пятнадцать.
- А есть ли у вас ученики?
- Детишек до 14 лет нам брать на обучение не разрешают: дело, мол, связано с ножом, опасно… А после 14 лет какие же они детишки? У них интересы совсем другие…
Алексей КОЛОСОВ
Комментарии (0)