Школьники решают, кем быть, с помощью нейронной сети
Где родился - там и пригодился
Помимо просветительских акций и ярмарок профессий в школах области проводится специальное профессиональное тестирование. Кроме непосредственного анализа склонностей и способностей конкретного ребенка оно также дает срез потребностей и запросов юного поколения.
По результатам трехлетнего эксперимента эта практика показала, что осознанный выбор профессии дает в результате более обдуманный и практичный подход к выбору учебного заведения.
- Каждое такое тестирование субсидируется из областного бюджета, при этом для ребят оно совершенно бесплатно, - пояснила Ирина Макарьина, ректор Вологодского института развития образования.
Любопытную статистику показывают социологические опросы, которые проводятся в рамках программы. К примеру, в 2017 году большинство определившихся с выбором профессии школьников (64,7%) планировали поступление в вузы, тогда как на рынке труда сейчас востребованы прежде всего рабочие специальности. При этом свой выбор школьники мотивировали убежденностью, что без высшего образования невозможно найти работу.
- Это говорит прежде всего о невысоком уровне осведомленности подростков о востребованных и перспективных профессиях, - прокомментировал эту ситуацию Олег Белов, начальник департамента труда и занятости населения области. - И одна из задач грамотного профориентирования - дать ребятам понимание реальной ситуации на рынке труда.
Проходим тестирование
Само тестирование занимает один-два часа - в зависимости от скорости ответов учеников. В тесте порядка 200 вопросов, разбитых на различные блоки - «Интересы», «Структура интеллекта», «Личностные особенности».
- Меня немножко напрягли задания на вычисления, которые надо было решить за 40 секунд, после чего они исчезали, это было чем-то похоже на экзамен, - поделилась Ирина Мишина, ученица школы № 18. - Но в целом тест показал то, в чем я и сама не сомневалась: мне ближе медицина и работа с людьми, и я действительно планирую поступать в мединститут.
- Тест отметил даже мою склонность к риску, выдав среди предпочтительных также профессию полицейского, на которого я бы и хотела пойти учиться, - удивленно поделилась Настя Симонова, анализируя результаты тестирования.
- В процессе тестирования сразу видны твои сильные стороны и то, где ты «плывешь», - говорит Ростислав Манзюк. - Так что наверняка среди рекомендованных сфер окажется именно то, что я люблю. Но тут такая штука: у меня вроде и с математикой все неплохо, а с другой стороны, я больше хотел бы стать врачом-психологом. Так вот что лучше выбрать - что у тебя хорошо получается или что тебе больше интересно?
На классных часах и родительских собраниях психолог объясняет, как интерпретировать и использовать сведения теста в дальнейшем. При желании родители могут индивидуально проконсультироваться с психологами.
Педагог-психолог школы № 18 Татьяна Малетина отметила, что за 16 лет работы в системе образования это первый тест, который дает действительно актуальные рекомендации по профессиональной ориентации.
- К тому же эта программа позволяет делать очень интересные исследования. К примеру, по результатам прошлогоднего теста мы поняли, что у нас «созрел» большой поток ребят с гуманитарным уклоном, и мы приняли решение сформировать в школе социально-гуманитарный класс в дополнение к физико-химическому, чтобы дети могли продолжить обучение в родной школе, - рассказала Татьяна Алексеевна.
Анализируй это
- Лучше, чем родители, совместно с ребенком никто не определит самые подходящие варианты, но родителям очень часто лень в это включиться, - говорит Владимирская. - Я рекомендую родителям открывать мир профессий ребенку не только через тесты, но и через совместное обсуждение разных профессий, посещение тематических мероприятий, карьерных ярмарок, даже изучение вакансий на сайтах.
Какие специальности нужны региону
Любопытно сравнить желания подростков, выбирающих свое первое профессиональное образование, и реальные запросы рынка труда, «голосующего рублем» за дефицитные специальности.
Так, к примеру, по данным института развития образования Вологодской области, топ-5 сфер, которые выбирают выпускники девятых классов, поступая в ссузы, - транспорт, сфера услуг, строительство, информационные технологии и энергетика.
Одиннадцатиклассники предпочитают продолжать образование в таких сферах, как образование, медицина, информационные технологии, строительство и юриспруденция.
В это же время реально в регионе наибольшая потребность в специалистах со средним профессиональным образованием наблюдается в таких сферах, как машиностроение, транспорт, строительство, сельское, лесное и рыбное хозяйство, образование и педагогические науки.
А вот среди специалистов с высшим образованием это строительство, электро- и теплоэнергетика, сельское, лесное и рыбное хозяйство, экономика и управление, образование и педагогические науки, информатика и вычислительная техника, а также, отдельной строкой, - медицина.
С учетом потребности региона на основании данных департамента труда и занятости населения ежегодно увеличивается количество бюджетных мест в учебных заведениях области по дефицитным специальностям. В последние годы это «образование», «информатика и вычислительная техника», «компьютерные и информационные науки», «физика и астрономия», «сельское, лесное и рыбное хозяйство», «ветеринария и зоотехния», «лечебное дело».
Общий объем выделенных региону бюджетных мест на 2021/22 учебный год составил 3 840 мест, что на 1 000 мест больше, чем в прошлом году. Кроме того, Вологодская область запросила дополнительно 471 бюджетное место на предстоящий учебный год.
- Попробуйте вместе с ребенком хотя бы просто просмотреть «Атлас новых профессий» «Сколково», это откроет для вас много новых горизонтов, - советует карьерный коуч Мария Шушкова. - И надо привыкнуть к мысли о том, что «профессии навсегда» сейчас уже практически не существует. Теперь сменить за жизнь три-четыре специальности, иногда даже вовсе не схожих меж собой, - норма.
Кто поможет
Мария Шушкова создала собственный профориентационный проект - совместную родительско-детскую игру «Перекресток», которая помогает на практике проверить, какие интересы действительно вызывают у ребенка мотивацию преодолевать трудности, а какие являются лишь надуманными.
14-летняя вологжанка Аня Некрасова, ученица многопрофильного лицея, еще в октябре прошла подобную игру, что заставило ее пересмотреть свой выбор.
- Когда я шла на интенсив, у меня была идея стать стоматологом. Но я постоянно сомневалась в этом, хотя была увлечена биологией и естествознанием, собираясь поступать в мединститут, - рассказала девушка. - После тренинга я поняла, что учиться на стоматолога - вообще не мое. Сейчас передо мной стоит вопрос, какую профессию выбрать - психолога или учителя.
Ирина Клочкова с 14-летней дочерью Алиной также пересмотрели планы после прохождения практики «Перекрестка». У девочки было несколько сфер, которые ее увлекали. В том числе медицина и дизайн, фотография, «красота», как она формулировала эту сферу. Но в результате оказалось, что к трудностям освоения профессии дизайнера она совершенно не готова, а вот к профессии медика чувствует очень сильный стимул.
- К тому же мы нашли сферу, которая объединяет медицину и красоту, - это и пластическая хирургия, и косметология, - поделилась Ирина.
Что скажет мозг?
Технология аппаратного типирования осуществляется при помощи датчиков, подключенных к компьютеру со специальным программным обеспечением: они надеваются на пальцы. По сути, принцип работы схож с детектором лжи. Через наушники человеку транслируется небольшой тестовый рассказ. Это запускает в мозгу индивидуальные реакции, которые фиксируются датчиками и выводятся на экран. Затем программа выдает рекомендации по выбору сфер деятельности.
- Если обычный компьютерный тест занимает больше часа и из-за утомления может снизить точность ответов, то здесь все происходит за пять минут, - поясняет Елена Хоботова, директор Центра развития мозга, где применяется подобная программа. - В обычном тестировании ты можешь быть «накручен» и заранее сориентирован на конкретные ответы своими или родительскими желаниями, а здесь никого нельзя обмануть: неконтролируемые реакции могут сказать больше, чем мы сами себе можем позволить.
Комментарии (0)