СИМ-СИМ, откройся!

statics/images/arcticles/102022/19102022xa9453399.jpg
Фото Игоря Аксеновского

Электросамокаты, сегвеи, гироскутеры, моноколеса и прочие компактные устройства для передвижения наконец-то получат официальный статус. Этого давно хотели жители страны: в разных регионах произошло немало опасных инцидентов с участием электросамокатов, которые ездят по тротуарам, были даже летальные исходы. При этом сотрудники ГИБДД разводили руками: не было закона, по которому самокаты следовало «столкнуть» с тротуаров на проезжую часть. И вот с 1 марта 2023 года их включат в ПДД.

Что относится к СИМ?

Средством индивидуальной мобильности считается устройство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для передвижения человека посредством использования двигателя. В этом перечне - электросамокаты, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие аналогичные средства. Исключение составляют велосипеды и инвалидные коляски - они к СИМ не относятся. Новый статус также не распространяется на обычные самокаты и роликовые коньки.

Где можно ездить 

По новым правилам дети до 14 лет могут передвигаться на СИМ по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам. Пользователи старше 14 лет - только по велодорожкам (но при условии, что СИМ не превышает веса 35 килограммов) со скоростью не более 25 км/ч. Если велодорожек нет, то можно ехать по тротуарам, а при их отсутствии - и по обочинам (на тех же условиях). 

Также разрешено движение по правому краю проезжей части, но лишь тем устройствам, у которых есть тормоза, задний красный фонарь и передняя фара (в этом случае вес СИМ не ограничен), и, что важно, только по дороге, которая не является автомагистралью, там есть ограничение скорости 60 км/ч и можно ездить велосипедистам. При этом СИМ должны двигаться в один ряд - им нельзя обгонять друг друга. А вот гироскутерам, сегвеям и моноколесам по краю проезжей части проезд запрещен (у них нет тормозов) за исключением велосипедных зон.

Статус владельцев 

Пешеходами считаются дети в возрасте до семи лет, которые едут на роликах, самокатах и других СИМ, а также граждане, которые несут СИМ с собой, ведут или везут его рядом. Любое лицо, которое едет на мобильном устройстве (а значит, управляет транспортным средством), является водителем.

Кто кому уступает?

Автомобили должны уступать дорогу лицам на СИМ при выезде с прилегающей территории и при въезде на таковую, а также на нерегулируемых пешеходных переходах и при повороте направо. Пешеходы, пересекая велодорожку, обязаны пропустить пользователей СИМ. А те, в свою очередь, должны помнить, что при совместном движении с пешеходами (на тротуарах, во дворах), последние имеют приоритет. Исходя из этого пользователь СИМ и должен рассчитывать свою скорость. Если своим движением он несет опасность пешеходам, то он обязан спешиться. 

Где ехать, где идти

СИМ запрещено двигаться по автомагистралям. Если на СИМ есть фара или фонарь, то в темное время суток их нужно включить. Нельзя буксировать одним СИМ другое мобильное устройство. Чтобы пересечь дорогу на электротранспорте по «зебре», следует обязательно спешиться. Кроме того, запрещается управлять мобильным устройством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), а также под воздействием лекарств, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения: здесь у водителей компактного транспорта нет никаких преимуществ по сравнению с автолюбителями.

Дорожные знаки 

На средства мобильности будут распространяться знаки «Въезд запрещен» («Кирпич»), а также «Движение запрещено» (кроме детей младше семи лет) - знак, запрещающий движение велосипедов и мопедов. А вот знак «Обгон запрещен» не коснется средств мобильности: их можно будет обгонять, но без пересечения сплошной. Кроме того, появится новый дорожный знак, запрещающий движение исключительно для СИМ (как он будет выглядеть, пока неизвестно). Решение об установке этих знаков будут принимать местные власти.

Штрафы 

Штрафы (а их для пользователей мобильных устройств всего два) регулирует Административный кодекс, и они остались прежними: 800 руб­лей за любое нарушение ПДД «иным лицом, участвующим в дорожном движении, кроме пешехода», если владелец СИМ был трезв, а также 1 000 - 1 500 рублей за такое же нарушение, если он был пьян. Кстати, по данным МВД, за шесть месяцев этого года в России зарегистрировано 370 ДТП с участием пользователей СИМ. По сравнению с первым полугодием 2021-го их количество выросло почти втрое - на 174 процента.

Материал подготовлен по информации порталов autotonkosti.ru, rg.ru, dzen.ru 

Нововведения Средства индивидуальной мобильности

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: