Скандальный фотограф поджигал вологодские деревни ради эффектного кадра?

statics/images/arcticles/122017/13122017xaed47c64.jpg
Цикл фотографий горящих деревенских домов художник цинично назвал «Родина».
Фото с сайта Данилы Ткаченко
statics/images/arcticles/122017/13122017x87a7e8d5.jpg
Фотография с якобы разрисованной тотемской церковью стала одной из отправных точек дискуссии о том, что есть современное искусство и где та тонкая грань, которая отделяет его от банального хулиганства.
Сразу в трех районах области - Кирилловском, Тотемском и Вытегорском - идут поиски следов пребывания столичного фотографа Данилы Ткаченко, которого подозревают в умышленных поджогах деревень. Снимки горящих домов экспонируются сейчас на выставке в Берлине.

«Художественный» авангард

К своим 28 годам Ткаченко стал лауреатом почти двух десятков международных премий, а также номинантом на одну из самых престижных наград в области современного искусства - премию Кандинского. Но поистине всенародную «славу» Данила получил после недавнего публичного признания в том, что для двух своих новых проектов - «Родина» и «Монументы» - он сжигал пустующие деревни Русского Севера и красил церкви в черный цвет. 
Соответствующее заявление было подкреплено фотографиями со зловещими огнями пожарищ. Где именно проводились «натурные» съемки, Ткаченко не говорит, на его официальном сайте лишь размещено пояснение, что для проекта «Родина» выбирались заброшенные российские деревни, а вещи и постройки там являлись нефункционирующими и не подлежащими восстановлению.
Градозащитники тут же подали жалобу в Министерство культуры РФ с требованием проверить законность действий фотографа, а ополчившееся на Ткаченко интернет-сообщество попыталось выяснить, где же все-таки «творил» заезжий фотограф.
Первой под подозрение попала отдаленная деревня Березово Кирилловского района. Часть интернет-изданий, ссылаясь на слова главы поселения Надежды Петуховой, поспешила сообщить, что пустующую деревню, где прописан один житель, подожгли неизвестные еще летом 2016 года.
Но в разговоре с нами сама Надежда Петухова сообщила, что ни она, ни другие работники администрации уже давно не были в Березове (деревня находится почти в 40 километрах от Чарозера - центра поселения, в настоящей глуши, проезжих дорог там нет) и информацию о нескольких сожженных заброшенных строениях знает только со слов сторонних людей. В пресс-службе областного УМВД на наш запрос ответили, что сейчас проводятся сбор и проверка всей информации по распространенным в интернет-изданиях сообщениям, но никаких заявлений от пострадавших при возможных поджогах в Березове не поступило.  Глава района Сергей Усов дал аналогичный комментарий: информация проверяется, пока объективных данных о том, что фотограф «творил» в Березове, нет.

Искусство фотошопа

Между тем на фото из другого проекта Ткаченко - «Монументы» - легко угадываются очертания расположенной в Калининском поселении Тотемского района старой церкви Воскресения Христова, часть которой закрыта нарисованным черным параллелограммом.
«Церкви, которые используются для проекта «Монументы», возможно, находятся в Вологодской области, в том числе в деревне Царево Тотемского района. Не исключено, что поджоги Ткаченко совершал в тех же местах», - написал в «Фейсбуке» активист и основатель компании «Неизвестная провинция» Михаил Ильин.
Однако деревни Царево в Тотемском районе не было и нет. Есть лишь река Царева (с ударением на «е») и одноименный поселок - административный центр Калининского поселения. Поселок относительно новый, застроенный в том числе кирпичными домами, где живут порядка 400 человек, - спалить его даже при всем диком желании было бы весьма проблематично.
- Никаких массовых поджогов за последнее время на нашей территории не было, - заверила нас глава поселения Наталья Левинова. - А фотографию из Интернета я тоже видела. Да, это местная церковь Воскресения Христова, но никто ее не разрисовывал. Изображенный на снимке черный параллелограмм почти во всю стену, видимо, сделан в «Фотошопе». 

«Трухляшечка»

На наше письмо, направленное Даниле Ткаченко в «Фейсбуке», с просьбой прояснить ситуацию он так и не ответил. Однако панорама одного из запечатленных им на фото озер напоминает вытегорское Шимозеро.
Добраться в Шимозерье ныне можно разве что на внедорожниках да на вертолетах. Прошлым летом там действительно видели несколько машин с московскими номерами, после чего сгорели разрушенный дом, овин и деревянная баня. Но поджег ли их Ткаченко или все это последствия неосторожного курения частых в тех краях рыбаков из столицы, использующих брошенные дома как временное жилье, мы, видимо, так и не узнаем. 
Неудивительно, что существует и другая версия: никаких реальных поджогов не было, а на снимках Ткаченко с пожарищами - фотошоп, как и в случае с тотемской церковью. Еще одна версия - все это постановочные фото со сжиганием деревянных макетов домов.
В любом случае, если Данила Ткаченко хотел своими арт-акциями добиться большей известности, то он ее действительно получил. Правда, известность эта особого рода - многие из представителей интернет-сообщества не стесняются в выражениях, комментируя «творчество» поджигателя. 
Большинство людей возмущены тем, с каким цинизмом столичный фотограф описывает свои «акции» в сельской глубинке, на которые он выезжал вместе со своим помощником. Вот, к примеру, такое откровение Ткаченко появилось на сайте «Colta»: «Мы с ним (c помощником. - Прим. ред.) были похожи на бандитов: два бородатых чувака на черном джипе с тонированными стеклами: приезжаем, поджигаем, уезжаем. Какое там искусство. Но в этом есть свой шарм».
Или другой его пассаж: «Вот ты попадаешь в деревню, в которой жили люди, видишь их вещи, письма, фотографии - и вся эта трухляшечка тебя начинает захватывать, очаровывать… А потом взять и... сжечь!»
Кстати, если выяснится, что ради эффектных кадров заезжий фотограф действительно сжигал деревни, пусть даже и заброшенные, он может стать фигурантом уголовного дела с реальной перспективой отправиться в колонию или выплатить крупный штраф. 
Максим ВОЛОДИН

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: