Старые джинсы могут спасти мир
Слепая зона
Мы не задумываемся, когда привычно несем домой продукты в очередном пластиковом пакете. Более того, «пакет с пакетами» наверняка есть в каждом доме. Куда они потом деваются? На помойку, конечно: удобно ведь в них мусор складывать! А что потом?..
- Я однажды увидел видеоролик о том, как у черепахи из ноздри доставали пластиковую коктейльную трубочку, и это видео меня пробрало до оторопи! Ведь я сам, работая барменом, эти трубочки, не задумываясь, по две штуки в каждый бокал ставил, а после смены они все шли в мусорку, - рассказывает вологодский экоактивист Максим Григорьев.
Говорит, что потом видел немало подобных видеороликов о настоящих «морях» пластикового мусора, скапливающегося в океанах: дайверы снимают такие ролики в живой природе. С тех пор Максим стал задумываться, как он сам лично может производить меньше мусора. Дома наладил раздельный сбор мусора, на работе личным примером показывает, что в каких-то ситуациях вполне можно обойтись без лишнего пластика.
К примеру, отмечая свой недавний день рождения вместе с коллегой, они не пользовались традиционной для рабочих посиделок пластиковой посудой, просто специально принесли обычную посуду, которую потом вымыли. И чай заваривали не в пакетиках (это тоже мусор, оказывается!), а обычный рассыпной. Да и вообще, одноразовая посуда, модные стаканчики для кофе, коробки для суши или пиццы - бич современного общепита, о котором мало кто задумывается.
- Я экоактивист, но без фанатизма. Мой основной принцип - не покупать мусор, чтобы его потом не выкидывать, - говорит Максим. - Пластиковые пакеты у меня тоже есть, но я их просто ношу с собой, используя, пока не истреплются совсем.
Сколько живет наш мусор?
• Пластиковые пакеты - от 100 до 1 000 лет;
• пластиковые бутылки - 450 лет;
• упаковка «Тетрапак» - пять лет;
• бумажные стаканчики для кофе (ламинированные и вощеные) - 100 лет;
• гигиенические прокладки - 500 - 800 лет;
• памперсы - 250 - 500 лет;
• алюминиевые банки - от 80 лет;
• консервные банки - от 50 лет;
• картон - два месяца;
• пенопласт - не разлагается;
• нейлоновая ткань - 30 - 40 лет;
• батарейки - 100 лет.
- Будет меньше пластика, и это будет красиво, а еще в этом будет память, - поясняет Ольга. - Знаю, что ходить без пакетов неудобно, но всегда стоит попробовать что-то другое.
Погибший Алексей, по словам Ольги, был из тех, кто менял судьбы людей: делал их добрее. Помогал, разговаривал, притягивал людей к природе.
- Каждый день я думаю о нем, - говорит Ольга. - И если эта история хоть кого-то заставит задуматься о том, чем можно помочь природе, то это лучшая память о Леше.
Крышки в честь Иришки
Еще когда проект только обсуждался, одна женщина просто начала собирать такие крышечки, не задавая лишних вопросов. Спокойно складировала их в пятилитровые емкости и хранила на балконе. Женщину звали Ирина Жабчикова. Ей было 63 года. Всю жизнь Ирина Евгеньевна проработала в центральном «Доме книги» - вологжане наверняка помнят этот огромный магазин на улице Мира. Много читала, цитировала отрывки на память…
А еще очень любила животных. Дом Ирины был местом, где было хорошо и людям, и животным, и книгам.
В августе 2019 года Ирина Евгеньевна заболела и уже не смогла поправиться. После смерти мамы ее дочь долго не заходила в квартиру. Потом устроила уборку и нашла на балконе несколько банок с крышками. Ирина Евгеньевна поверила в эту идею еще до того, как в нее поверили сами организаторы акции! Поэтому было принято решение назвать проект по сбору крышек «Крышки-Иришки» в память об этой удивительной и доброй женщине.
- Почему именно крышки? Они яркие, красивые, нетяжелые для переноски, в это легко втянуть детей и подростков, - делится Любовь Пушкова, руководитель АНО «Мама может». - У нашей организации еще нет долгой истории существования, мы пока не может замахнуться на контейнеры, поэтому мы пошли путем маленьких дел.
Как рассказала Любовь, сейчас очень активно к проекту подключились Кичменгский Городок, Вохтога, Вологодский район. Люди хотят участвовать и ставят банки для сбора даже в подъездах. Сейчас собрали уже примерно 20 строительных мешков, на днях планируют первую их сдачу на переработку. Для самой Любы тема экологии стала близка, когда ей пришлось в минувшем году какое-то время пожить в Москве.
- Вообще я поняла, что экология волнует гораздо большее количество людей, чем кажется, - делится Любовь. - В столице я впервые увидела реальный раздельный сбор мусора, примеры разумного потребления, ходила на лекции и видела людей, которые, имея семью в четыре человека, не выбрасывали мусор по пять месяцев, потому что его просто не было.
К сожалению, только раздельный сбор мусора и сортировка не спасут планету. Необходимо еще и разумное потребление. Но взрослому сложнее доказать, что «еще одно платьишко» ему не нужно, на эту тему следует говорить с людьми с самого детства.
Разделяй и властвуй
На первый взгляд все просто: жестянки - налево, пакетики - направо. Но не тут-то было.
Оказывается, только пластика существует семь видов. А алюминий - вовсе не то же самое, что жестяная банка из-под тушенки. Бумага тоже бывает разных видов, и валить все в одну кучу нельзя. Да еще надо все это куда-то везти, так как пункты приема организованы в определенных местах, и прием вторсырья иногда происходит в какое-то конкретное время.
«Ой, все!» - тут же хочется переключиться на что-нибудь попроще. Но мы нашли реальных людей, которые сделали это своим образом жизни.
Бармен Максим Григорьев поставил дома несколько коробок и уже два года отдельно складывает макулатуру, алюминий и пластик, а потом ездит их сдавать. То же самое он организовал и в кофейне «Все свои»: говорит, это серьезно помогает сэкономить на вывозе мусора из общепита - 600 рублей за один бак как минимум.
Помощник судьи Арбитражного суда Вологодской области Татьяна Проничева - постоянный активист акций сбора вторсырья: пластик и алюминий сдает на акциях для помощи бездомным животным, стекло, батарейки и жестянки - в «Экобессрочку», а макулатуру - в контейнеры «Зеленого полюса», которые собирают средства для больных детей в проекте «Бумажная помощь».
Комментарии
Андрей Макаров,
депутат ЗСО,
член комитета
по экологии:
- Такие активисты выполняют очень важную функцию в обществе, как минимум популяризируя и разъясняя последствия нашего бездумного потребления. Мы все хотим жить в чистом мире, но эти люди реально для этого многое делают, показывая личный пример. И мы тесно сотрудничаем с ними. Яркий пример - «Чистые игры», к которым привлекается большое количество горожан. Я лично не раз принимал участие в подобных акциях.
Кто-то относится к ним как к чудакам, но в европейских странах, где раздельный сбор мусора стал нормой жизни, это когда-то тоже начинали вот такие одиночки.
И сейчас наша общая цель - сделать это частью гражданского сознания и государственной политики. Подобная же задача стоит и перед региональными операторами по переработке мусора: мусор распределяется по категориям
на сортировочных станциях.
К примеру, во дворе моего дома стоит специальный контейнер для сбора пластиковых бутылок. И если года полтора назад он был почти пустым, то сейчас люди уже привыкли бросать туда пластик. Привычка воспитывается именно
с помощью подобных инициатив.
Алексей ИВАНОВ,
заместитель
директора
регионального
оператора
«АкваЛайн»:
- Мы регулярно взаимодействуем с различными общественными организациями, готовы поддерживать любые инициативы местных экологов, если они направлены на сохранение чистоты и благоустройства Вологодской области. С некоторыми организациями у нас заключены или были заключены соглашения о сотрудничестве, например, с организацией «НООСФЕРА». Общественники регулярно бывают у нас в офисе, общаются с руководством компании. Не так давно у нас были в гостях активисты «Экобессрочки-Вологда». Мы активно работаем с ЖКХ-контролем, ОНФ, Молодежка-ОНФ, Общественной палатой региона.
На некоторых из акций по раздельному сбору мы бывали, даже предложили их организаторам содействие в безвозмездном размещении собранного вторсырья на мусоросортировочном заводе Вологды. Многие спрашивают, куда везти то же стекло, покрышки, алюминий, если нет поблизости специальных контейнеров.
На въезде на территорию мусоросортировочного завода в Вологде (ул. Мудрова, 42) расположены семь отсеков для разных видов отходов - металл, изделия из дерева, мебель, пластик, стекло, покрышки, картон и бумага. Привозить отсортированные отходы и выгружать их в эти отсеки можно совершенно бесплатно. В дальнейшем они отправятся в переработку.
Только представьте: пластиковая бутылка не будет лежать сотнями лет в земле, не превратится в микропластик и не попадет в воду, а оттуда - в пищу животным и рыбам (в результате чего попадет обратно к нам на стол). Из нее сделают автомобильные чехлы, футболки, кроссовки, зубные щетки, парусину, обивку для мебели и много других нужных и важных вещей.
- Моя семья с первого дня поддерживала меня в моих экологических начинаниях. Мама не выкидывает то, что может быть переработано, мы забираем у нее вторсырье и сдаем его на акциях. Муж возит многочисленные пакеты со вторсырьем на акции. Постепенно подтянулись и мои друзья, - говорит Татьяна.
Не как все
- Продавцы на автомате достают пакет, я говорю: мне в свой и улыбаюсь, - делится вологжанка Ксения Михеева, мама двух малышей. - Некоторые не понимают, сначала спрашивают, зачем, а потом, когда я хожу в одно и то же место, ко мне привыкают. Но бывало, что мне довольно грубо отказывали.
Сама Ксения с юности бывала в экоотрядах. Она говорит: если прибирать мусор ее учила мама, то уже дочь учит ее сортировать его. Но всерьез задумалась об экологичности того, чем пользуется их семья, после того как у ребенка обнаружили аллергию. С появлением детей экологичность товаров и образа жизни заняла главенствующее место в семье. Органическое питание, выращенное на своем приусадебном участке, одежда из натуральных тканей - все это стало частью новой жизни. На смену одноразовым вещам, облегчающим быт, пришли многоразовые - красивые и удобные.
Ксения говорит, что самым сложным в эмоциональном плане был первый поход в магазин со своим мешочком, но люди, если и думали что-то, то ничего не говорили.
- Жизнь в стиле zerowaste (от английского «ноль отходов») - это своего рода квест, потому что в наш век очень сложно купить что-то органическое, натуральное, с минимальным экоследом. И каждый новый шаг для меня в этом направлении - это шаг из зоны комфорта: переступить через себя, отстаивать свои принципы и защищать границы. Но это сознательный выбор, - говорит Ксения.
Комментарии (0)