Труд возвращается

statics/images/arcticles/072025/09072025xa40955c6.jpg
Александр Халов - учитель в третьем поколении. По первому образованию инженер-математик, кадровый военный.
Фото Светланы Шубиной

Представитель учительской династии рассказывает о том, как после большого перерыва отработал год в сельской школе

Эта статья в «Красный Север» родилась аналогично предыдущей («О пчелах и меде», 2024 год) - от давления обстоятельств, с которыми сталкиваешься ежедневно, и преодолеть их в одиночку никто не в состоянии, ибо проблемы системные. Примерно то же произошло в отношении нашей общеобразовательной школы. «Мед» стал несъедобным: школа, на мой взгляд, учителя образца советских времен, перестает быть школой.

Мой отец когда-то поднимал целину, теперь и мне ее поднимать. И здесь самое главное, что труд возвращается в школу.

Показушный класс?

«Чем занят сейчас?» На этот вопрос отвечаю: «Меня снова призвали служить». - «Уже призывают тех, кому за 60?» Мой ответ честен: «Ситуация такова, что «в бой идут одни старики». После паузы поясняю: «Не переживайте, я в школу». Следует вздох облегчения. Но я бы так не вздыхал. Одновременно со мной в разные сферы образования и воспитания призвали еще множество учителей, кому за 60.

Никто ни в одной войне не смог задавить Россию. Нынешний наскок на нас мне даже странен, когда на небесах высечены слова Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет...»

В войне с внешними врагами мы, безусловно, победим, а вот в ситуации с воспитанием новых поколений застряли в болоте. И вызывают учителей, которые после перерыва преподавания в советской системе испытывают шок.

При космическом расходовании денег на строительство школ, их содержание, перевозку детей, питание, зарплаты учителям, какие-то крохи выделяются на учебный процесс. Учителя на свои деньги закупают все нужное для уроков. Понять этого нельзя. В кабинете труда я встретил одно старье. Зато шикарная отделка стен и однофазное электричество! Показушный класс.

Теперь о программе обучения уроков труда и технологии. То, что в ней относится к роботизации, цифровизации, коптеризации (то есть, демонизации), полностью оторвано от реальной жизни и не имеет материальной базы. Фактическое положение дел говорит: займи детей чем-нибудь, и если они будут тихо сидеть, никто не придерется. В теории я сие представлял, а на практике все было обескураживающе. На что опереться? Только на одно: 700-летний учительский опыт нашей семейной династии, который дает мне возможность смотреть на школу и учеников в ней совсем другими глазами и пользоваться приемами, собранными в нашем семейном духе.

Руки привыкли только к телефону

В итоге со второй четверти 2024 года я, учитель труда и технологии Ростиловской школы, ввел гимн предмета и класса, который мы слушаем в начале урока. На доске каждый понедельник пишу слово недели. Думаю создать общество зеленых беретов - со своими правилами, подобными пионерским.

Начал заниматься с родителями, и уже налицо первые успехи. 

А взаимодействовать просто: среди них есть мои ученики, а также ученики моих родителей, теть и дядь. Слушают, думают, слушаются, идут навстречу.

Учительский труд начал с установления порядка и проверочных работ «Что умеют наши руки». Оказалось, никаких инструментов, кроме ложки и телефона, не держали «наши руки». Начали мы с очинки карандашей ножиком, забивания гвоздиков, чистки картошки, раскалывания обрезков досок на щепочки. Очень выручила одна из ремонтных мастерских, отдав мне неисправный электро- и бензоинструмент. Курочили, развинчивали, разбирали. И на этом учились. Так дошли до электролобзика, сверлильного станка, шлифмашинки, фрезера.

Каждый раз, входя во время урока с каким-то административным вопросом, директор хваталась за телефон и начинала снимать. Шум, гам, стук, веселые сосредоточенные лица. И поминутный крик: «Мастер, а где мне взять...?»

Итогом одного месяца стало выступление с докладом на ресурсной площадке, открытой на базе школы Вологодским институтом развития образования. Тема: «Личность учителя как ключевой фактор образовательного процесса по предмету «Труд (технология)». Представитель ВИРО все время пыталась меня оспорить, выходящие после окончания доклада учителя тихо говорили спасибо, Виталий Казаков, у коего один из лучших в области классов труда, молча пожал руку.

Труд и музыка едины?

Разделили класс на две части. В первой - столы и стулья. Во второй было три «игрушечных» современных станка (приобретены областным управлением образования по программе губернатора по лесклассам) и три электролобзика. Более ничего. Но через неделю, вопреки всем представлениям о классе труда, в нем появилось пианино (использовалось в кабинете английского языка как подставка под цветы). Руками настройщика Алексея Мелехина привели его в порядок, принесли и настроили еще одно из актового зала. На такой итог своего действия никак не рассчитывал!

После создания «музыкальной комнаты» (термин пятиклашек) появились еще и гитары, ребята пробовали играть на них и однажды попросили сыграть и спеть что-нибудь, и меня «зажгло» на Владимира Высоцкого. Мальчики просто застыли и долго не приходили в себя: «Как это вы умеете все!» 

В последние дни перед летними каникулами все сошли с ума! Даже откровенные оболтусы, с которыми я ничего не мог поделать всю четверть, бросились заниматься! И не только трудами. На всех переменах и после уроков, кто мог, трутся в классе: дайте нам хоть чего-нибудь делать! Особо преуспели пятиклашки и коррекционные классы. Девятиклассники решили смастерить стол для армрестлинга. Несколько человек запросились учиться играть на гитаре и пианино. 

Дважды болел за два месяца, притом что много лет болел раз в два года. Почему? Нарушен один из основных законов Вселенной - обмен энергией. Мне приходится пока только отдавать.

Теперь приходится гнать всех на большой перемене: «Так, мухи-пчелы, брысь из класса!» В ответ недовольное жужжание: «У-у-у…» Приходят надоедать во все перемены и после уроков. Потребность русского человека в труде не истреблена годами европеизации сознания. Но ее теперь нужно достать, как сорвавшееся и упавшее в глубокий колодец ведро.

Что еще бесконечно вдохновляет: знакомые, к кому обращался, - все разделяют мой подход и с готовностью идут навстречу, изыскивают возможности участвовать в трудовом воспитании школы. Несколько человек предоставили денежную помощь; так что от необходимых мне 1,5 миллиона осталась всего половина.

Этажерка в Ярославль

В мае попросил нашего бухгалтера дать мне стоимость моего учительского часа. Рассчитали: 194 рубля. Это 13 968 рублей в месяц. То, что для проведения 18 учебных часов мне требуется подготовки минимум девять часов, не учитывается и не оплачивается. А одна моя знакомая день через два сидит на стуле на проходной в гараже, много вяжет и часто пьет чай, отдыхая от домашних забот, и в месяц получает 30 000 на руки. Вот это учителю как понять и принять?

В каникулы, нисколько не обременяя себя, за три с половиной дня выполнил один из заказов - сделал этажерку в Ярославль. Получил 
22 000 рублей, и это моя зарплата в школе за полмесяца изматывающего и физически, и душевно труда.

Кто при таком подходе будет работать в школе? Учитель и врач - два главных человека, которые сильнее всех прочих влияют на общество! Почему они в загоне? В моем послужном списке несколько трудных занятий: заготовка дров, строительство, печные работы, животноводство, лесные экспедиции, мастер-наставник. Есть с чем сравнить. Учитель сегодняшней школы - вот самая тяжелая работа!

Александр Халов, Грязовец

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: