«Цифровые паспорта» древесины работают не всегда корректно

statics/images/arcticles/012022/19012022xc6cd2069.jpg
Для перевозки древесины теперь необходимы электронные сопроводительные документы. Это должно помочь государству сделать отрасль ЛПК прозрачней.
Фото Сергея Юрова

Одним из самых острых вопросов для лесопромышленников стало введение с 1 января нынешнего года электронной сопроводительной документации, без которой теперь невозможна транспортировка древесины и продукции ее переработки. 

Электронные накладные

С первого дня нынешнего года в России начала работу обновленная система учета древесины и сделок с ней - ЛесЕГАИС. Она призвана поставить под контроль все цепочки движения древесины от момента ее заготовки, складирования до транспортировки и производства готовой продукции. 

Наша справка

Электронная сопроводительная документация содержит данные о собственнике, отправителе и получателе груза, объеме древесины, ее породном и сортиментном составе. Документ свидетельствует о легальности происхождения. Транспортировать или экспортировать лес без наличия ЭСД с 1 января 2022 года невозможно. Объем древесины на лесосеках должен соответствовать поданным лесным декларациям и договорам купли-продажи. 
В местах складирования древесины ее объем должен соответствовать представляемым электронным отчетам.
ЭСД не нужно оформлять в случаях, когда:
• гражданин заготовляет лесоматериалы для собственных нужд (например, на дрова);
• операция осуществляется в пределах лесосеки;
• пиломатериалы приобретены в розничной точке продаж в объеме до 10 кубометров (достаточно чека).

Система ЛесЕГАИС начала внедряться примерно семь лет назад, постепенно расширяясь и совершенствуясь. Очередным этапом ее применения стала электронная сопроводительная документация (ЭСД). С 1 января 2022 года эти электронные накладные (до этого они заполнялись в бумажном виде) стали обязательными для перевозки древесины и продукции ее переработки любым видом транспорта.

Однако проведенное в конце прошлого года тестирование системы оформления ЭСД показало, что она еще не готова к полноценной работе, в том числе и на удаленных лесных делянках, где нет доступа к сети Интернет. Лесной бизнес всерьез опасался, что введение нового функционала ЛесЕГАИС может привести к коллапсу в отрасли и остановке экспорта продукции деревопереработки. 

В результате лесопромышленные компании обратились в Правительство РФ с просьбой перенести введение электронного учета лесной продукции минимум на полгода. Этот же вопрос поднимался и на прошедшем в Вологде в декабре прошлого года международном форуме «Российский лес». Предложение о продлении переходного периода для введения обновленной ЛесЕГАИС тогда поддержал и губернатор области Олег Кувшинников. По информации «Коммерсанта», соответствующие письма от Вологодской и Архангельской областей были направлены в Минпромторг. Кроме того, глава РСПП Александр Шохин обращался с этой проблемой к курирующему лесной комплекс вице-премьеру Виктории Абрамченко, а президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Мирон Тацюн - к главе Правительства России Михаилу Мишустину.

- На последних совещаниях весь крупный бизнес - «Илим», «Титан» и другие компании - уже в открытую заявлял о том, что система не готова к запуску. Очень многие вопросы, связанные с заготовкой и перемещением древесины, в ней просто не отображены, - пояснил «Красному Северу» заместитель директора по снабжению и обеспечению сырьем АО «Череповецкий ФМК» Сергей Пригодин. - Вначале нам говорили о том, что с 10 декабря программа проходит закрытое тестирование, с 17 декабря ее пообещали представить в открытое тестирование. 

В результате в открытое тестирование она поступила только перед самыми новогодними праздниками - 25 декабря, и то с большими огрехами.

Коллапса не произошло

Тем не менее, несмотря на все обращения, система электронного учета древесины заработала строго в объявленный ранее срок. И, как сообщила в минувший понедельник, 17 января, вице-премьер Виктория Абрамченко на совещании под председательством премьера Михаила Мишустина, это не привело к коллапсу в отрасли. 

- Запуск системы с 1 января не остановил оборота древесины. На сегодняшний день в ней зарегистрировано более 20 тысяч пользователей. За праздничные дни было сформировано более 120 тысяч электронных сопроводительных документов на транспортировку древесины общим объемом более 5 миллионов кубометров, - привела данные Виктория Абрамченко. - Техническая поддержка Рослесхоза работала все праздничные дни и оказывала необходимую помощь лесопользователям. Для удобства участников рынка Рослесхоз дополнительно разработал мобильное приложение, доступное для свободного скачивания. Оно работает на лесосеке в том числе и в офлайн-режиме.

Кроме того, по словам вице-премьера, система позволила выявить несколько «серых» схем, которые ранее использовались недобросовестными участниками рынка. Например, по одному документу, когда он был оформлен в бумажном виде, можно было вывозить неограниченное количество древесины с одной делянки, ведь сведения об объемах автоматически не сопоставлялись.

- Теперь благодаря цифровизации система не позволяет лесопользователю создать сопроводительный документ на партию, которая превышает фактический объем заготовленной на делянке древесины. Важно, что здесь отсутствует человеческий фактор: система в автоматическом режиме сверяет баланс разрешенной заготовки и уже вывезенного ее объема, - пояснила Виктория Абрамченко.

По ее словам, внедрение электронного учета позволяет бороться и с другим нарушением, касающимся незаконной субаренды. Речь идет о лесных рантье, которые отдают «серую» часть лесных участков в так называемую субаренду без документов. А недобросовестные предприниматели, в свою очередь, без подачи лесной декларации осуществляют рубку, не имея прав на эту древесину.

«Делянка - не офис»

При этом, как отмечают представители лесного бизнеса, недоработки системы электронного учета древесины по-прежнему остаются актуальными и не решаются разработчиками программы. 

- Наши склады оборудованы в соответствии с требованиями постановления, весь объем отгружаемых и принимаемых лесных материалов сопровождаются ЭСД. Чтобы обеспечить работу в новых условиях, «Свеза» пересматривает графики работы контролеров на отгрузке, выводит дополнительных сотрудников для ускорения оформления ЭСД. Безусловно, некоторые трудности присутствуют. Несмотря на то, что система ЛесЕГАИС довольно проста в использовании, но из-за многопользовательской эксплуатации ошибки на первом этапе неизбежны. Кроме того, в связи с дополнительным оформлением ЭСД формируются очереди как при загрузке автомобилей на складах древесины, так и при выгрузке древесины в месте назначения и погашении ЭСД. Чтобы привести эти процессы в нормативное состояние потребуется время., - говорит директор по закупке и логистике компании «Свеза» Борис Диденко.

Точка зрения

Иван СОВЕТНИКОВ, глава Рослесхоза 
(из интервью «Российской газете»):

- Мы рассчитываем, что с высокой степенью вероятности коллапса не произойдет.
По сути, то, что раньше было на бумаге, теперь станет электронным. Мы доработали базовую часть системы ЛесЕГАИС. Если на складе или делянке есть доступ в Интернет, то надо просто зайти в систему и заполнить точно те же поля, что раньше были на бумажном бланке.
Если Сети нет, то поможет мобильное приложение «ЛесЕГАИС мобайл». Там надо заполнить те же самые простые поля. Приложение сформирует QR-код, водителю лесовоза достаточно сфотографировать его своим смартфоном с экрана гаджета лесного мастера. В пути любой инспектор ДПС или проверяющий даже без подключения к Интернету проверит, действительный ли это QR-код, сопоставит данные учета с реальным грузом. Если все в порядке, то пожелает счастливого пути.

Топ-менеджер отмечает, что компания «Свеза» уже работает в новых условиях: все отгружаемые и принимаемые лесоматериалы сопровождаются ЭСД.

- Изменения в системе учета и контроля перевозки лесного сырья, которые вступили в силу 1 января 2022 года, являются принципиально правильными для отрасли и со временем сделают лесную логистику прозрачной. При этом для отработки и налаживания системы следует предоставить испытательный или тестовый период сроком 6 месяцев, а до урегулирования ситуации с электронным сопроводительным документом целесообразно разрешить транспортировку древесины с сопроводительным документом на бумаге. А после переходного периода можно было бы установить справедливый уровень штрафных санкций – например, штраф равный тарифу на перевозку – таким образом, недобросовестный перевозчик заплатит вдвое дороже, - говорит Борис Диденко.

Как нам пояснили в ГК «Вологодские лесопромышленники», разработка нового функционала ЛесЕГАИС и специального программного обеспечения, которое позволило бы сформировать ЭСД на лесосеке, осуществлялась в достаточно сжатые сроки - в ноябре-декабре 2021 года. За это время практически невозможно создать полноценную информационную систему. Это привело к тому, что к 1 января 2022 года функционал модернизированной ЛесЕГАИС оказался не готов к реализации возложенных на него требований.

- У лесопользователей возникает множество вопросов как технологического, так и нормативного свойства по внесению ЭСД в систему ЛесЕГАИС. Но получить ответы на свои вопросы участники рынка оборота древесины не могут: служба техподдержки ЛесЕГАИС на письменные обращения не отвечает, дозвониться по телефону невозможно. В связи с несовершенством системы у экспортеров древесины уже начали возникать проблемы с таможенными органами - необоснованные задержки автотранспорта на границе при проверке электронных накладных, - отмечает недочеты советник генерального директора по лесным отношениям АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники» Алексей Евстафьев. - Кроме того, формирование электронного документа, прежде всего в зоне отсутствия сети Интернет, занимает значительное количество времени (на формирование одного ЭСД - в среднем 30 минут), что, естественно, отрицательно сказывается на эффективности деятельности лесозаготовительных предприятий. К сожалению, в настоящее время легальный бизнес несет издержки на приобретение дополнительного оборудования, подбор и обучение работе с новой ЛесЕГАИС сотрудников и так далее.

По словам Сергея Пригодина, идея электронного учета древесины правильная, и легальный лесной бизнес ее поддерживает. Но вот то, как она реализуется на практике, вызывает больше вопросов, чем ответов. Более того, проблема может еще более усугубиться с 1 марта нынешнего года, когда к электронному учету будут подключены места складирования. 

Их собственники также будут обязаны вносить информацию о движении через склады объемов древесины. При этом баланс будет поддерживаться в актуальном состоянии автоматически на основе данных электронных сопроводительных документов. 

- Мы абсолютно законопослушная организация, платим все налоги и не хотим изворачиваться, чтобы соответствовать требованиям закона. Разработчики программы даже не удосужились узнать, как осуществляется транспортировка в лесу. Древесина не всегда идет прямо с делянки на завод. Есть перевалочные и промежуточные склады, и они не всегда имеют выход в Интернет. Причем при выходе на связь сейчас система учета ловит только первый сопроводительный документ. А если там десять машин проехало с делянки на промежуточный склад? Она их просто не видит. И у меня в цепочке перемещения не будет отображаться эта древесина, которая с делянки поступила на промежуточный склад, находящийся вне зоны действия Сети. Мне придется оформлять их удаленно, что может вызвать вопросы со стороны контролирующих органов, либо я должен выгрузить машину на перевалке. Потом с телефоном съездить туда, где ловит связь, за 50 километров. Вернуться и грузить следующую машину, - говорит Игорь Пригодин. 

С просьбой отсрочить ужесточение требований для лесопромышленных предприятий к складам древесины и оформлению ЭСД при ее транспортировке обратился в Правительство РФ и уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов. Бизнес-омбудсмен отмечает, что лесопромышленники не успевают к марту переоборудовать склады.

ЛПК ЛесЕГАИС

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: