В Карелии чтят память вологжанки

statics/upload/iblock/50c/Лидия Балукова.jpg
Студентка Лидия Балукова.
В Петрозаводском государственном университете проводится большая работа по поиску данных о своих сотрудниках и студентах, чей след затерялся в огненной военной круговерти. Среди трех имен, установленных в последнее время, значится и Лидия Петровна Балукова, приехавшая поступать в университет с Вологодчины в 1940 году. 
По словам профессора университета Юрия Килина, известно, что родилась Балукова в 1922 году в Андомском районе (ныне территория Вытегорского района) Вологодской области. 1 сентября 1941 года она ушла со студенческой скамьи на войну добровольцем.
Как нам удалось установить в ходе работы с архивными документами, наша землячка служила сан­инструктором одного из танковых полков 3 Прибалтийского фронта. С 7 на 8 августа 1944 года в боях за населенные пункты Костигова и Детятины Лидия Балукова под огнем противника перевязала и вынесла с поля боя 20 бойцов и командиров, за что была награждена медалью «За отвагу». А медаль «За боевые заслуги» ей была вручена за бои при освобождении Сангасте и Циргулина. Тогда, с 23 по 28 августа того же 1944 года, девушка спасла еще 10 человек. 
18 января 1945 года на территории Польши, в районе деревни Затополице, ее часть при прорыве вражеской обороны попала в тяжелое положение: пехота противника при поддержке артиллерии предприняла контратаку. Умело действуя на поле боя, вологжанка сумела перевязать и эвакуировать 13 человек. А когда одна из боевых машин была подбита и загорелась, Лидия успела спасти одного из членов экипажа, а сама выбраться из горящего танка уже не смогла. За этот подвиг она была посмертно удостоена ордена Отечественной войны II степени. Похоронена отважная вологжанка на воинском кладбище в польском городе Радом.
Из письма Н. Ф. Максимовой, фронтовой подруги Балуковой: «Лиду я помню с коротко постриженными светлыми волосами. Когда она смеялась, на щеках и уголках губ у нее появлялись ямочки. Была небольшого роста, худенькая. Лида часто вспоминала дом, маму, беспокоилась, что ей трудно одной с сестренками. Ее последнее письмо матери, написанное за несколько дней до гибели, дышало оптимизмом, уверенностью в скорой победе над врагом». 
Дмитрий КАРТАШОВ, Александр РАЕВСКИЙ
 
Память

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: