В Вологде возникла острая нехватка водителей автобусов

statics/images/arcticles/092021/29092021xe0395a45.jpg
Большинство городских маршрутов Вологды можно отслеживать в онлайн-режиме, но на количество автобусов это никак не влияет.
Фото Даниила Зинченко

«Пересадить чиновников на общественный транспорт!» - гневно требуют в соцсетях вологжане. Они жалуются на сорванный график движения, битком забитые салоны, неработающие терминалы и не самых вежливых кондукторов. Ситуация в областной столице накаляется. Кто виноват, что делать и кто из чиновников уже пересел на общественный транспорт, разбирались журналисты «КС».

Не ездить после 21.00

В последнее время соцсети буквально завалены жалобами вологжан на общественный транспорт: «Что творится с автобусом № 20? Ни одного нет на маршруте! Утром людям не уехать вообще, приходится вызывать такси, это ужас какой-то!», «Маршрут № 40 не дождаться, люди опаздывают на работу. Простояли на остановке 38 минут, хотя в расписании значится интервал движения - восемь. Потом автобус приехал весь забитый», «Сколько будет длиться беспредел с автобусами №№ 2 и 45? Ребенок ждет больше часа, чтобы в школу уехать!», «32-й автобус ходит очень редко! С ПЗ в Лукьяново не попасть!», «После 21 часа от гостиницы «Вологда» в сторону Окружного шоссе ни на чем не уехать, стою по полтора часа. Пожалуйста, наведите порядок». 

20,5

миллиона пассажиров перевез общественный транспорт Вологды за восемь месяцев 
2021 года.  С января  по август 2020 года, когда вводился жесткий локдаун, их было 16,3 миллиона. За аналогичный период допандемийного 2019 года было 21,5 миллиона пассажиров. 

Порядок в этой сфере и правда требуется: если в июле в соцсетях на работу общественного транспорта Вологды было зафиксировано 142 жалобы, то в августе - уже 312, а за первые три недели сентября - 270. При этом львиная доля претензий касалась графика движения (70, 116 и 175 жалоб соответственно), остальные - содержания остановок, состояния автопарка, уборки салонов автобусов и троллейбусов, рассказали «КС» в Центре управления регионом. 

В Интернете появляются целые тематические группы, где собираются недовольные работой общественного транспорта областной столицы. К примеру, 21 сентября там появился пост с претензиями к частным перевозчикам: «Мало того, что на 45-й маршрут выпускается меньше автобусов, так они еще и проезжают мимо остановок… В 48-м автобусе не работал терминал… Водители «ГАЗелей» 29-го маршрута проезжают на желтый свет и вообще агрессивно водят. Традиционно они не заезжают к супермаркету на Ярославской, расписание не выполняется».

Кроме того, активисты провели очередной мониторинг в микрорайоне Лукьяново: проследили, как ходит общественный транспорт на 7-м, 8-м, 27-м, 29-м, 32-м маршрутах. Итог невеселый: из 17 рейсов выполнено лишь 10, из них менее половины автобусов пришло по расписанию.

Что предлагают городские власти

Выход, который позволял бы перевозчикам выполнять свою работу, не думая, окупится ли конкретный рейс, а администрации - контролировать качество оказания услуги, есть. Это переход на брутто-контракты. Но это существенные расходы, которые на данный момент городской бюджет не может себе позволить.

Сейчас доход перевозчиков зависит от пассажиров: сколько людей перевез - столько и заработал (отсюда нередки гонки автобусов - кто быстрее домчится до остановки). Из своего дохода (заработанных средств) предприниматели и компании платят налоги, ремонтируют технику, содержат персонал. Брутто-контракты (их уже вводит ряд регионов) предполагают другую схему: город будет платить перевозчику (возмещать расходы) за каждый пройденный километр независимо от пассажиропотока. И это справедливо, ведь функционирование общественного транспорта по своей природе не может быть привязано к доходности и не должно от нее зависеть, так как несет социальную нагрузку. В рамках брутто-контрактов перевозчики смогут получать гарантированные средства, выводя на линию определенное количество машин и соблюдая все правила перевозки. Это значит, что их можно будет штрафовать за сорванный рейс, несоблюдение расписания, грязный салон, сломанный платежный терминал. Все это, по мнению специалистов, сделает перевозки более комфортными и безопасными.

- Брутто-контракты - самый действенный способ повлиять на перевозчиков. Мы к этому идем. Но земляки должны понять: это дело не одного месяца и даже не одного года, - говорит Алексей Шумилов. 

Кстати, сам он признался, что нередко ездит в общественном транспорте, чтобы взглянуть на ситуацию, что называется, изнутри. При этом чиновник выбирает самые проблемные маршруты, где люди чаще всего жалуются, к примеру, на хамство кондуктора.

- Ни разу, ни в одной поездке мне еще никто и никогда не нахамил, - говорит глава департамента. - Может, я не к тем кондукторам попадаю, а может, просто веду себя прилично, не провоцирую их на конфликт. К сожалению, иногда пассажиры демонстративно отказываются платить или, бывает, не дают своим детям денег на проезд, а виноватыми оказываются кондуктор и водитель.

Впрочем, у представителей транспортных организаций тоже есть страницы в соцсетях, где они, не стесняясь в выражениях, объясняют, почему им невыгодно возить людей после 21 часа: спрос невелик. «Сами убили вечерние рейсы, сами понакупали машин, сами ездите на такси… Люди, не имеющие представления о работе пассажирского транспорта, суют свой поганый нос во все щели… Если люди не хотят ездить вечером, то пустые 110-местные автобусы не будут пробрякивать дверями в обе стороны…» - заявляют водители. Впрочем, они «забывают» указать, что многие вологжане вынуждены пользоваться такси и покупать личные авто не от большого богатства, а потому, что с транспортом проблема в городе сохраняется уже давно, периодически ее острота снимается, но сейчас - как раз тот период, когда вологжане вновь требуют принятия самых неотложных мер.

Количество же пассажиров, которых перевозил общественный транспорт Вологды, за два года уменьшилось не сильно. «Проседание» было только в пандемию - за восемь месяцев 2020 года автобусами воспользовались 16,3 миллиона раз - а за восемь месяцев 2021 года общественный городской транспорт перевез 20,5 миллионов пассажиров, в то время как за аналогичный период допандемийного 2019 года их было 21,5 миллиона. О каком резком сокращении пассажиропотока говорят анонимные представители перевозчиков в социальных сетях, непонятно. 

За руль посадить некого?

- У нас серьезный дефицит кадров, отсюда и проблемы, - рассказывает директор ООО «Такси-Сервис» Олег Оглоблин (автобусные маршруты №№ 7 и 40). - Не секрет, что средний возраст наших водителей - пенсионный и предпенсионный, поэтому в пандемию многим пришлось уйти на самоизоляцию. Обратно вернулись далеко не все - и это были первые потери. Затем уволились трудовые мигранты: им запретили управлять общественным транспортом. Идея была благая - освободить рабочие места для вологжан, однако сами вологжане это не оценили. Мы постоянно пишем заявки в службу занятости, а оттуда приходят безработные и просят с порога: мол, поставьте отметку, что я вам не подхожу. Люди просто не хотят работать: кого-то устраивает пособие, выросшее до минималки, а кто-то плюс к этому еще и шабашит. 

Потенциальных водителей смущают и другие нюансы, сетуют перевозчики. В частности, пенсионеры не хотят трудоустраиваться официально - терять индексацию пенсии; а стажеры, попробовав свои силы, сетуют, что им тяжело, особенно в жару в защитной маске. В «Такси-Сервисе» был случай: летом в кабине, изолированной от салона, шофер автобуса снял маску и тут же нарвался на штрафной протокол. Мужчина обиделся, бросил ключи и ушел. Так компания лишилась специалиста.

- У нас сейчас простаивает 12 исправных автобусов - на линию они не выходят. Мы терпим большие убытки, но, увы, за руль посадить некого: штат укомплектован на две трети. Кроме всего прочего, сотрудники болеют: недавно сразу три водителя слегли с простудой, - делится Олег Оглоблин. - Мы бы и рады выполнять график движения, но люди не могут работать от рассвета до заката: это нарушение закона. Жалобы мы знаем, ситуацию вологжанам объясняем, приглашаем их на работу - все без толку. Вот и сейчас я ответственно заявляю: приму в штат как минимум десять водителей - обращайтесь!

- Мы тоже держимся из последних сил: «на честном слове и на одном крыле», - говорит Евгений Пасхин, директор ООО «ПАТП-4» и ООО «ВологдаТранс» (автобусы №№ 37, 37Э, 48). - Топливо дорожает, запчасти взлетели в цене до небес, тариф на проезд не меняется (28 рублей на большинстве маршрутов в Вологде, в то время как в Череповце - 30, а в Москве - 45 - 55 рублей). У нас тоже не хватает водителей (зарплата от 40 тысяч), а еще больше - кондукторов (от 25 тысяч при графике два через два дня). Но мы изо всех сил стараемся не срывать рейсов и не сокращать графика: 37-й у нас заканчивает движение в 22.50, а 48-й - пятью минутами раньше. 

Претензии к их компании, по словам Евгения Пасхина, тоже есть, но немного. Чаще всего они связаны с пробками на городских улицах или форс-мажором. К примеру, недавно в выходной в одном из автобусов 48-го маршрута вышла из строя дверь, а в другом в то же время упала в обморок девушка - пришлось ждать скорую помощь. В итоге с 20 до 21 часа на линии работало пять единиц техники вместо семи, пассажиры нервничали и возмущались. 

- Конечно, к старому графику нам уже не вернуться: четыре года назад, когда мы подавали заявку на конкурс, объявленный администрацией Вологды, на линии значилось 18 машин ежедневно. 

В пандемию их количество сократилось до шести-восьми: некого было возить, топливо не окупалось, мы едва наскребали на зарплату водителям, а надо было еще покупать маски, перчатки и антисептики для регулярной дезинфекции салонов (иначе штраф). И никто нам материально не помог - разве что добрым словом, - вспоминает Евгений Александрович. - Сейчас 48-й маршрут обслуживает 14 автобусов - и это нам дается с большим трудом. Ведь мы еще вынуждены тратиться на дорогое оборудование: онлайн-кассы, камеры видеонаблюдения, технику для системы ГЛОНАСС. И при этом именно мы, транспортники, предоставляем пассажирам льготы (проезд по школьным и студенческим проездным, карте «Забота») - уже много лет власти не компенсируют нам эти потери. А они немалые - около 900 тысяч в месяц. Наш экономист подсчитал: в среднем за поездку школьник платит нам 17 рублей, студент - 19, а обладатель «Заботы» - 14 (вместо 28). Нет, мы не против социальной ответственности бизнеса, но зачем же целиком и полностью взваливать ее на наши плечи?

Борьба за качество продолжается

- Срывы рейсов есть, платежные терминалы ломаются - мы в курсе этих проблем, - рассказал «КС» Алексей Шумилов, начальник департамента городского хозяйства администрации Вологды. - Все жалобы пассажиров мы отрабатываем: берем объяснения с перевозчиков и требуем все исправить. Увы, наказать их мы не можем, у нас на это нет полномочий. Более того, по закону (в этом году в него внесли изменения) мы даже не вправе их контролировать (сейчас контролируются лишь межмуниципальные перевозки, это делает федеральная структура). Но это не значит, что транспортники «что хотят, то и творят». У них есть внутренние правила, которых они должны придерживаться, и есть некоммерческое партнерство, которое следит за ситуацией в целом.

Что еще планируется сделать

В администрации города нашему изданию пояснили, что действующим законодательством в настоящее время не предусмотрена административная ответственность за невыполнение рейсов, в связи с чем отделом транспорта департамента городского хозяйства разрабатывается положение о муниципальном контроле общественного транспорта Вологды. Предметом муниципального контроля будут являться соблюдение обязательных требований в области организации регулярных перевозок, в том числе к выполнению предусмотренных расписанием рейсов по муниципальным маршрутам регулярных перевозок. После вступления в законную силу постановления у органа местного самоуправления будут рычаги воздействия на перевозчиков, допускающим нарушения расписания движения автобусов.

По словам Алексея Шумилова, с 2016 года количество автобусных маршрутов в Вологде не менялось: как было 36, так и есть. Их протяженность тоже осталась прежней: перевозчики ездят по картам, выданным на пять лет (часть из них заканчивается в этом году, часть - в следующем). Что же касается троллейбусов, то два из трех маршрутов, увы, исчезли. Их заменили автобусы, но сейчас электротранспорт опять возвращается: городу уже передана в собственность контактная сеть, закуплено три новых троллейбуса (в августе они работали в тестовом режиме, а в сентябре вышли на маршрут № 4). В планах на следующий год - приобрести по лизингу еще более 30 «рогатых» машин для областной столицы.

- При разработке маршрутов каждый из них обсуждается: в диалоге участвуют представители властей, муниципальные и частные перевозчики (их выбирают по множеству критериев на конкурсной основе). Учитываются и пожелания пассажиров. Но все равно часть маршрутов дублируется - от этого мы хотим максимально уйти, оптимизировать маршрутную сеть: снова будем встречаться, искать лучшие варианты, - делится руководитель департамента.

Он подтверждает: всплеск жалоб на общественный транспорт небезоснователен, и на это есть свои причины. Главные из них - это пандемия (выпуск машин на линию сократился) и дефицит водительских кадров (многим из них выгоднее пересесть на грузовик: там зарплата больше, а ответственность меньше). При этом осенью поток пассажиров возрос: дети пошли в школу, взрослые вернулись с дач и из отпусков.

- Вологда по транспортной политике находится примерно в середине российского рейтинга, - говорит Алексей Александрович. - Но мы, разумеется, стремимся к лучшему: хотим, чтобы пассажиры ездили с удовольствием, а перевозчики развивались. 

Транспорт Вологда

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: