Вологда будет избавляться от необязательных перевозчиков

statics/images/arcticles/102022/19102022x97cff4fd.jpg
Фото Игоря Аксеновского

Власти муниципалитетов смогут отстранять от работы не выполняющих своих обязательств перевозчиков пассажиров. Это стало возможным благодаря поправкам в областной закон, принятым депутатами ЗСО. Пока нововведение касается только Вологды, и мы решили узнать, что теперь изменится в сфере общественного транспорта областной столицы. Судя по реакции горожан, необходимость перемен назрела уже давно.

Сорванные рейсы пересчитают

Согласно документу власти на местах будут иметь реальные юридические рычаги для воздействия на недобросовестных перевозчиков. Прежде всего это коснется тех, кто допускает систематические нарушения графика работы. 

Принятые поправки четко рег­ламентируют, что именно будет считаться нарушением, при котором администрация муниципального образования сможет обратиться в суд с заявлением о прекращении сотрудничества с конкретным перевозчиком. Это может произойти в двух основных случаях. Во-первых, если перевозчик неоднократно (более трех раз) в течение месяца не выполнил требований о передаче данных транспортного средства в муниципальную информационную систему навигации (Единый информационный центр). Во-вторых, если перевозчик без уважительной причины регулярно допускает срывы рейсов (разница между количеством запланированных и реально выполненных рейсов превышает 15%). Данный показатель станет измеряться ежеквартально. И если он окажется выше нормы более одного раза в год (то есть в течение двух или более кварталов) - власти получают полное право обратиться в суд. 

4100

обращений по общественному транспорту от жителей области поступило с начала года в Центр управления регионом.

Лидируют жалобы на несоблюдение графика - 39% обращений, изменение или отмену маршрутов - 16%, содержание остановок - 8%. 

По Вологде за девять месяцев таких обращений было порядка тысячи.

Уважительной причиной срыва графика станут считаться невыполнение рейса в случае ДТП, в котором водитель автобуса не виноват; неблагоприятные погодные условия и заторы на дорогах; если рейс оказался неучтенным из-за технического сбоя в информационной системе навигации. 

Поправки в областное законодательство были инициированы администрацией Вологды, где в последнее время жалобы горожан на неудовлетворительную работу общественного транспорта стали особенно частыми. Прежде всего жителей областной столицы не устраивают регулярные срывы рейсов, «сдваивание» маршрутов (чтобы забрать как можно больше пассажиров, частные перевозчики стараются проскочить на остановки перед самым «носом» муниципальных автобусов), и особенно - раннее прекращение работы большинства маршрутов: после 22 часов в ряд городских микрорайонов можно попасть только на такси. Депутаты ЗСО не скрывают, что новая редакция областного закона об организации транспортного обслуживания населения была принята именно «под Вологду». 

Как рассказал мэр Вологды Сергей Воропанов, сейчас администрация Вологды с юридической точки зрения никаких мер воздействия на них не имеет. Именно поэтому и потребовалось узаконить необходимые санкции в отношении недобросовестных партнеров. 

В других городах и райцентрах, где есть свои внутренние автобусные маршруты (Шексна, Сокол, Грязовец, Великий Устюг и так далее), как нам пояснили в ЗСО, пока нет технической возможности внедрить навигационный контроль. Вследствие этого муниципальные подзаконные акты - а именно они запускают сам механизм действия транспортных поправок - тут приниматься не будут. В Череповце техническая возможность вроде бы существует, но работа общественного транспорта и исторически, и экономически тут всегда была более отлаженной (трамваи в городе на Шексне и сейчас ходят фактически до часа ночи), плюс работает свое подобие электронной контролирующей системы. 

Теоретически готовы

Транспортные поправки вступят в силу только с 1 января 2023 года. Это обусловлено тем, что Единого информационного центра в областной столице еще нет. Он только создается и должен заработать к концу текущего года. В ЕИЦ будут передаваться данные о скорости движения транспортного средства; координаты местоположения каждого автобуса или троллейбуса в режиме реального времени; данные об оборудовании системы спутниковой навигации, позволяющие идентифицировать каждое ТС. Считается, что все это позволит диспетчеру оперативно реагировать на ситуацию в случае перебоев на маршрутах (ДТП, пробка, поломка автобуса), а кроме того, у города появится возможность отслеживать все выполненные маршруты и сопоставлять их с утвержденным графиком каждого перевозчика.

Судимых за руль не пустят

Принятый этим летом федеральный закон тоже ужесточает требования как к юридическим лицам, действующим в сфере транспортных перевозок, так и к водителям такси, а также к водителям автобусов, трамваев, троллейбусов и машинистам метро. 

Начиная с 1 марта 2023 года за руль таких транспортных средств не пустят лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение ряда преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких, за преступления против общественной безопасности и основ конституционного строя. При приеме на работу в транспортные предприятия у соискателей должны будут требовать справки об отсутствии судимостей. Тех, кто работает водителями сейчас, обяжут получить такие справки до 1 сентября 2023 года. 

Но как все это будет реализовано на практике, особенно для водителей такси, не совсем понятно. 

- Мы готовы к новым условиям работы, - говорит заместитель директора по перевозкам муниципального предприятия ПАТП-1 Елена Юхневич. - Все наши автобусы оборудованы необходимыми техническими средствами для передачи данных в Единый информационный центр. Такие данные мы и так передаем в администрацию уже не первый год. Существенно ниже 15% у нас и доля отмененных рейсов, тем более что в последнее время кадровая ситуация с водителями на предприятии пусть медленно, но стала выправляться.

- На всех наших автобусах также установлено навигационное оборудование, и теоретически к работе с ЕИЦ мы готовы, - подтверждает директор ООО «Вологдатранс» (маршруты №№ 37 и 48) Евгений Пасхин. - В своей работе такую навигацию мы давно используем. Недавно, к примеру, была жалоба, что 37-го автобуса якобы нет полтора часа. Посмотрели средствами контроля - не подтверждается, четыре машины за это время по контрольным точкам прошли. Другое дело, что пока не совсем понятно, какие именно данные и в каком формате станет запрашивать создаваемый ЕИЦ: видимо, все официальные разъяснения будут позже. 

Примерно об этом же - теоретически готовы, но как все будет на практике, покажет время - говорил директор ООО «Такси-сервис» (7-й и 40-й маршруты) Олег Оглоб­лин. Поэтому главный вопрос нововведений заключается сейчас не в технической плоскости, а в организационной. Но уже стало понятно, что рубить сплеча тут точно никто не будет. 

В ответ на наш запрос в пресс-службе Вологодской городской администрации сообщили, что потенциальных кандидатов «на вылет» среди перевозчиков пока нет. Власти Вологды также признают, что часть проводимых департаментом городского хозяйства конкурсных процедур по выбору обслуживающих маршруты перевозчиков объявляется несостоявшейся, поскольку иногда заявок на участие вообще не бывает. Не проявляют заинтересованности к таким конкурсам и транспортные предприя­тия из других регионов страны. Поэтому решение о прекращении действия свидетельства на маршруты станет считаться самой крайней мерой и «только в случае грубого систематического нарушения перевозчиком правил и графика обслуживания маршрутов».

Справка

Дети мобилизованных граждан имеют право на бесплатный проездной на транспорт ПАТП-1. Такой мерой поддержки могут воспользоваться школьники и учащиеся средних профессиональных учебных заведений - для этого нужно обратиться в информационно-справочный центр «Электронная Вологда» со свидетельством о рождении ребенка, справкой из военкомата и справкой из учебного заведения. Также можно возместить стоимость приобретенного проездного за октябрь, написав заявление на возврат. С собой нужно принести карту, к которой приписан проездной билет, а в заявлении указать реквизиты, куда перевести деньги.

Но даже если кто-то из перевозчиков и будет реально дисквалифицирован, то он все равно получит возможность в будущем вновь выйти на городские маршруты. Прекращение действия свидетельства ограничено одним годом. После этого транспортное предприятие сможет вновь подать заявку на участие в открытых муниципальных конкурсах. 

Так что принятые поправки станут, скорее, психологически-дисциплинирующей мерой для перевозчиков. Кроме того, в администрации города дают понять, что совершенствовать пассажирские перевозки в Вологде в первую очередь намерены не карательными методами, а внедрением обновленной маршрутно-транспортной схемы, подготовленной специалистами ВоГУ. Разработанная с учетом мнения и жителей, и перевозчиков, она, как ожидается, заработает уже в начале следующего года. 

Максим ВОЛОДИН

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: