Вологодский бизнес ждет разблокировки Суэцкого канала

statics/images/arcticles/032021/31032021x111713b3.jpg
Фото предоставлено РИА «Новости»
statics/images/arcticles/032021/31032021xb2832199.jpg
В течение недели пытались углубить дно, чтобы контейнеровоз мог отодвинуться, но ситуация улучшилась только с наступлением прилива.
Фото с сайта rbc.ru
statics/images/arcticles/032021/31032021x5f57132e.jpg
Сухогруз сел на мель в шести милях от южного входа в Суэцкий канал.
Фото с сайта rbc.ru

В минувший понедельник, 29 марта, благодаря приливу в Суэцком канале удалось сдвинуть с мели контейнеровоз Ever Given, после чего движение в этой важной транспортной артерии мира начало постепенно восстанавливаться. Тем не менее «пробка века» может привести к серьезным потрясениям в мировой экономике. Эффект, по мнению экспертов, проявится не сразу, а будет отсроченным. Однако уже к маю потребители по всему миру могут столкнуться с подорожанием электроники, а также товаров, в том числе и продовольственных, из азиатских стран. 

Миллиардные убытки

200 

миллиардов долларов нанес, по предварительной оценке, ущерб мировой экономике инцидент с контейнеровозом в Суэцком канале.

«Пробка века» образовалась после того, как 23 марта 400-метровый контейнеровоз Ever Given заблокировал движение судов по Суэцкому каналу. Корабль направлялся из Китая в нидерландский порт Роттердам. Предварительной причиной инцидента стал порыв ветра, который вызвал отклонение контейнеровоза с курса. В результате судно село на мель в шести морских милях от южного входа в Суэцкий канал и перегородило его. Эпопея по вызволению контейнеровоза продолжалась почти неделю. Его раскачивали буксирами, пытались углубить дно, и даже рассматривался вариант разгрузки судна. Ситуацию спас прилив: уровень воды в канале поднялся на метр, и Ever Given удалось снять с мели. 

Напомним, что Суэцкий канал - это важная транспортная артерия, через которую проходит примерно 12-13% мирового товарооборота. Поэтому шестидневная блокировка этого морского пути нанесла серьезный урон экономике многих стран. Эксперты подсчитали, что сутки простоя канала наносили экономический ущерб в 10 миллиардов долларов. 

Товары подорожают?

В образовавшейся пробке оказалось, по различным оценкам, от 350 до 450 судов, перевозивших из Азии в Европу сырье, электронику, мебель, комплектующие и прочую продукцию, в том числе и продовольственную. Прежде всего это чай и кофе из Индии, Шри-Ланки и арабских стран. 

- Это значит, что в случае блокировки канала в течение нескольких недель европейских потребителей могут ждать пустые полки магазинов. В моменте цены в магазинах на наиболее дефицитные товары могут показать рост на 2-3%. При этом на российский рынок такие изменения косвенно также могут повлиять: рост цен и инфляция в зоне евро означают рост стоимости импортируемых оттуда в Россию товаров и услуг, - делились с «Известиями» своими прогнозами эксперты ИАЦ «Альпари».

 

Россия везет через Суэцкий канал в Индию, Китай, Сингапур, Южную Корею и так далее в основном нефтепродукты (25% объема нефти, провозимой через Суэц, приходится на нашу страну). Потери российских нефтяных компаний из-за блокировки канала эксперты оценили примерно в 40 миллионов долларов в день. Кроме того, наша страна экспортирует через Суэц серьезные объемы зерна и сжиженного газа.

И, к слову, уже в прошедшее воскресенье в ленте новостей появились сообщения о том, что в соседней с нами Финляндии из-за блокировки Суэцкого канала образовался дефицит кофейных зерен. 

Еще одним сегментом, пострадавшим в результате инцидента с контейнеровозом, стала электроника. В частности, по мнению директора по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антона Гуськова, ситуация в Суэцком канале приведет к сбоям в поставках комплектующих для электроники в Россию. А это, в свою очередь, может отразиться на стоимости смартфонов, компьютеров и другой техники.

«Вся эта ситуация с контейнеровозом повлияла в том числе на рынок электроники, причем пострадали и готовые устройства в плане транспортировки, и комплектующие. Сложившаяся ситуация задерживает поставки и готовых устройств, и комплектующих, тех, которые морем плывут, где-то на семь-восемь дней», - цитирует эксперта «Коммерсантъ».

Помимо этого, недельный сбой в поставках повлияет на скорость доставки готовой техники и комплектующих для ее производства в России. 

- Задержка на неделю, конечно же, - это издержки, это потери в финансах. Просто масштаб их пока оценить тяжело… В любом случае это будет влиять на конечную стоимость. Безусловно, это уже влияет на себестоимость, - считает Антон Гуськов.

Информационное агентство ТАСС, в свою очередь, приводит мнение ведущего специалиста Mobile Research Group Эльдара Муртазина, который предупредил о том, что даже в случае быстрой разблокировки канала кризис с поставками грузов затянется еще на пару месяцев.

Эксперт уточнил, что из-за этой ситуации компании теряют сейчас около 7-8% контейнеров, которые «циркулируют на разных кораблях и не возвращаются». В первую очередь это может отразиться все на том же рынке электроники, который в условиях пандемии переживает и без того не лучшие времена, поскольку локдауны по всему миру уже привели к подорожанию поставок как комплектующих, так и готовой продукции. Плюс ко всему из-за перехода на удаленный режим работы вырос спрос на компьютеры. Все эти факторы приведут к тому, что уже в апреле россияне заметят резкое подорожание электроники, предупредил Муртазин.

«В среднем можно ожидать повышения стоимости мобильной техники на 10 - 20%», - приводит ТАСС слова исполнительного директора компании diHouse Андрея Тарасова.

По его словам, в полной мере потребители ощутят рост стоимости электроники во втором квартале, когда на полки магазинов поступят товары, закупленные и доставленные по новым ценам.

Как это отразилось на экономике области?

Экономика Вологодской области традиционно считается экспортно ориентированной. Но, как показал проведенный «Красным Севером» опрос ключевых компаний-экспортеров, инцидент в Суэцком канале не оказал серьезного влияния на их поставки, хотя наш бизнес и ожидает скорейшего разрешения ситуации. 

- На поставках «Северстали» это никак не сказалось, потому что нашим основным экспортным направлением является Европа. Пока мы также не видим увеличения ставок фрахта на металлопрокат, так как ни направление, ни типы судов, которые пострадали больше других, не оказывают существенного влияния на наш грузопоток, - сообщили нам в управлении коммуникаций ПАО «Северсталь».

Нарушение мировой логистики не повлияло на работу и другого ведущего экспортера - ПАО «ФосАгро». 

В группе компаний «Вологодские лесопромышленники» также подтвердили, что на сегодняшний день ситуация с контейнеровозом не отразилась на ритмичности поставок продукции. 

- По ситуации в Суэцком канале плохих отзывов от наших предприятий мы пока не получали, иначе к нам сразу бы поступила информация от наших экспортеров, - сообщила нам руководитель Центра поддержки экспорта АНО «Мой бизнес» Людмила Малованина. 

- Суэцкий канал - наиважнейшая транспортная артерия. Ее временное перекрытие ударило по мировой экономике, и последствия еще какое-то время будут сказываться на грузоотправителях и грузополучателях. Сейчас мы видим, что ситуация повлияла на ритмичность поступления входящих контейнеров с импортируемой в Россию продукцией. Из-за этого может усилиться дефицит порожнего контейнерного оборудования внутри нашей страны, что, в свою очередь, повлияет на отправку грузов клиентам в ближайшую пару месяцев на всех направлениях. Ситуация форс-мажорная: «Свеза», как и другие участники логистических цепочек, заинтересована в скорейшем восстановлении полноценного движения и баланса контейнерных перевозок, а также в сокращении сроков задержки отправленных грузов, - так прокомментировал «Красному Северу» ситуацию руководитель направления «Логистика» компании «Свеза» Дмитрий Леонтьев. 

Экономика Суэцкий канал Контейнеровоз Ever Given

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: